Красная Армия

Константин Жибуртович: литературный дневник

Посмотрел, наконец, нашумевший 10 лет назад американский документальный фильм «Красная Армия» о звёздах советского хоккея.


Что такое фильм для внешней аудитории? Вот – прекрасный пример.


Мне не хватает в образе Виктора Тихонова пистолета. Который, как мне всерьёз рассказывал один из канадских болельщиков, он приставлял к виску неудачно сыгравших хоккеистов.


Ещё одна подмена – «команда ЦСКА под руководством Иосифа Сталина». В реальности, клуб носил имя ВВС и патронировался сыном Сталина – Василием (вождь хоккеем не интересовался). При всех тараканах, Василий Сталин никогда не пытался стать главным тренером.


Ещё один миф – «отец» советского хоккея Анатолий Тарасов. Для меня лично, в гораздо большей степени, это Аркадий Чернышёв с единственным недостатком – отсутствием тяги Тарасова к максимальному паблисити.


В который раз сталкиваешься с тем, что предметный разговор на профессиональном языке в прокате не продать. О том, что сделано советским хоккеем для мирового и НХЛ, могли бы компетентно поведать Скатти Боумэн, Херб Брукс, Эл Арбур, Рон Уилсон.


Что реально интересно – оба созыва сборной США, выигравшие Олимпиаду-1980 и Кубок Мира-1996 взяли на вооружение именно методы работы Тихонова. Скорость мысли не менее важна, чем скорость движения, а дисциплина и ежедневная пахота в тех командах соответствовала как раз советскому хоккею. Права человека нарушались ежедневно – на Рождество в канун Зимней Олимпиады 1980 года игроки сборной США с юмором и толстым намёком подарили тренеру Хербу Бруксу наручники и плётку, а в демократичнейшем 1996-м тренер Рон Уилсон на Кубке Мира отбирал у своих парней, звёзд НХЛ, мобильники за два часа до начала матча и строго следил за питанием. При этом, никаких жён и подруг до окончания турнира.


Я не сторонник таких методов, но в случае со сборной США они сработали дважды. За что Херб Брукс в своё время поблагодарил обыгранного им Виктора Тихонова, у которого научился многому, если отбросить взаимные политические спекуляции и смотреть хоккей.


Так что «красный ужас» – это те парни, которые мыслили на льду на уровне хоккея XXI века. Во второй половине 90-х эта школа принесла два Кубка Стэнли подряд Детройту с лучшей в истории НХЛ Русской Пятёркой. Мой любимый мем о тех временах звучит так: в октябре 1995-го, в вечер дебюта The Russian Five в Калгари (победа 3:0 и соперник, выставленный школьниками перед профессорами), после первой смены русского звена и шайбы Вячеслава Козлова помощник Скатти Боумэна Барри Смит в недоумении посмотрел на главного тренера. – Что они творят? – спросил Барри. – Понятия не имею, отшутился Скатти. – Не мешай им, и всё. Пойдём выпьем кофе, они без нас разберутся.


С тех пор НХЛ по максимуму абстрагируется от политики. И оценивает уровень игры мастеров, независимо от взглядов и паспортов.


Именно поэтому являясь лучшей из всех мировых профессиональных Лиг.



Другие статьи в литературном дневнике: