О грустном юбилее

Константин Жибуртович: литературный дневник

Зимние Олимпиады я всегда измерял хоккеем. Нет элиты из НХЛ – праздник подпорчен. Сборная СССР не выиграла золото, а сборная России медали – Игры, в лучшем случае, можно признать удовлетворительными.


Сочи-2014 – это Дацюк с привычно умным хоккеем, Овечкин и Малкин на пике карьеры, ещё не утративший интерес к хоккею Сёмин, вратари Варламов и Бобровский из элиты в своём амплуа, молодые Кузнецов, Панарин и Тарасенко, которых можно было пригласить в команду и отыскать для каждого свою роль.


Да, это колоссальный труд: собрать команду из величин мирового уровня, чтобы ничьи эго и мастерство не потянули одеяло на себя. Но такой труд только вдохновляет – в конце концов, ты возглавил не сборную команду шоколадной фабрики или пивзавода.


Зинэтула Хайдарович Билялетдинов полностью провалил хоккейный турнир в Сочи, и за минувшие 10 лет не счёл нужным даже объясниться. Представьте такое в СССР – будет мигом организовано заседание федерации хоккея. Или в Канаде – там на ушах после безвольного поражения, как у россиян с финнами в четвертьфинале (1:3) будет стоять вся страна.


Ничего. Тишь. Пустота. За этой безыдейностью (при разнице -2 мы не смогли организовать даже подобие штурма ворот соперника) наблюдал из почётной ложи Виктор Васильевич Тихонов. Пару дней спустя на полуфинале Канада – США (1:0) мэтр убедился, что его уроки лучше всех в мире усвоили и синтезировали именно североамериканцы.


Прошло 10 лет, и сейчас никто не скажет, что я пишу под впечатлением эмоций. Ещё раз: хоккей сборной России в Сочи – это полный провал тренерского штаба, породивший осознание: когда-то Скатти Боумэн многому научился у советских тренеров, сейчас между россиянами и специалистами не только из НХЛ, но и (к примеру) Юккой Ялоненом – пропасть.


В Сочи – на адреналине и эмоциях – сборная России провела на уровне медалиста Олимпиады ровно один матч – в группе против США (поражение по буллитам имени Ти Джея Оши). Остальные 4 игры мы наблюдали хоккей казанского АК Барса: звенья работяг, выполняющих человеко-часы на льду. С надеждой на авось. Авось Дацюк что-нибудь придумает (из ничего). Авось стрельнёт и попадёт Ковальчук. Авось Овечкин или Малкин протаранят оборону на ровном месте. Авось соперник ошибётся.


Лет 7 спустя Александр Овечкин сказал о том, что элитный хоккей – это столкновение тренерских интеллектов. Потому что звёзды мирового уровня есть в любой команде, и если только расставить их по правильным позициям, следуя шаблонам, ничего не выиграешь. Я сразу понял, в чей огород – не камешек, а камень. Тренер был просто не готов – не к работе, а к сотворчеству с игроками мирового уровня.


В сухом остатке – кошмарный вечер после поражения от финнов и осознание: если и возможны какие-либо реальные перемены, то с тренерской волной нового поколения.


Если её прежде времени не затянет болото по имени КХЛ.




Другие статьи в литературном дневнике: