Первичный крик Артура Янова

Константин Жибуртович: литературный дневник

Сеансы терапии "первичного крика" Джона с Артуром Яновым в 1970 году стали решающим катализатором для создания самого эмоционально насыщенного альбома Леннона "John Lennon/Plastic Ono Band".


Артур Янов:


"Сначала мы проводили большую часть терапии в Титтенхёрст-Парке. В том огромном белом доме. Мы много занимались в студии звукозаписи, пока её строили. Это было довольно сложно. Но всё прошло очень, очень хорошо. У Джона было столько боли, сколько я никогда не видел в своей жизни. И он был очень преданным пациентом. Очень серьёзно относился к этому. Когда я сказал ему: "Ты должен приехать в Лос-Анджелес, я не могу провести остаток жизни в Англии", он ответил: "Хорошо", и приехал."


У Джона были огромные прозрения. И если вы посмотрите на этот альбом, то станет ясно, что он вынес из него. Я люблю этот альбом. После того, как он закончил его, он прислал его нам, и я сыграл его группе из примерно 50 человек, и все они были в полном восторге. Они действительно поняли, что он делает. Это отправило всех в их Primals. Это было совершенно новое направление для него, уровень простоты был потрясающим.


Джон писал альбом в Лос-Анджелесе. Мы с ним много говорили о некоторых из этих вещей. Он спрашивал: "А как насчет религии?", а я отвечал что-то вроде: "Люди, испытывающие боль, обычно ищут религию". А он говорил: "О, Бог - это понятие, которым мы измеряем нашу боль". Так что некоторые из этих песен появились в результате наших дискуссий.


Но однажды Джон пришёл ко мне и сказал: "Нам нужно уехать из страны". Иммиграционные службы - и, как он думал, Никсон - преследовали его. Он сказал: "Не могли бы вы отправить со мной терапевта в Мексику?" Я ответил: "Мы не можем этого сделать, Джон". У нас было слишком много пациентов, о которых нужно было заботиться. Они прервали терапию, как только она началась. Мы только начинали".


Через два года после выхода альбома "John Lennon/Plastic Ono Band" Джон вернулся в Лос-Анджелес, в самом худшем расположении духа - принимал наркотики, пил... Для меня это не было бы удивительным. Мы вскрыли его, и у нас не было времени, чтобы собрать его снова. Я сказал ему, что он должен закончить, но... я забыл, что произошло потом... он переехал в Нью-Йорк, так что это было невозможно."



******


Что я думаю об этой истории?


Артур Янов не был шарлатаном от психотерапии. В своей книге «Первичный крик» он не даёт советы «выйти из зоны комфорта», «поменять друзей и круг общения» или извечное «взгляни на Мир позитивно». Суть теории в том, что только вернувшись в мир детства на максимально возможном ретроспективном и эмоциональном уровне ты получаешь шанс осознать свои потери и фобии, посмотреть им в глаза с уже взрослой психикой и приступить к пересборке личности.


Несмотря на прерванную по объективным обстоятельствам терапию, метод оказался действенным. Просто у Джона ушло на это 10 лет – после крушения мифологии The Beatles, политической активности и пятилетнего затвора вдали от шоу-бизнеса. Джон периода Double Fantasy – зрелый художник в ладу с собой. При сумме его обстоятельств, начиная с детства, это чистая победа.


Они так и останутся для меня лучшими записями Леннона – его первый альбом Plastic Ono Band и последний, Double Fantasy. От замысла до сотворения. Случаются такие истории, где лучше пролога и эпилога ничего нет.


Марк Дэвид Чепмэн – не злодейство, а бессилие. Леннон для него недосягаем во всех смыслах. Остаётся обезьянничать, творить кумира, а в финале расписаться в личной никчемности, спустив курок.



Другие статьи в литературном дневнике: