РепликаВ дни открытия/закрытия парижской Олимпиады я был искренне счастлив, что не должен писать в соцсетях и произносить при встречах, что это было «необычно, инклюзивно и в целом – гениально». Иначе перестанут здороваться с не понимающим «искусство перфоманса». И разумеется, я получил message от неолибералов в духе «это отсылка к Рабле, а ты мужлан и быддл-класс, потому что его не читал». Да, не читал. Руссо, Гюго, Моруа, Роллана читал, а Рабле – нет. И подумал: как-то странно требовать от французов, знакомых с Пушкиным/Чеховым/Достоевским, чтобы они также знали Аксакова, Гончарова, Лескова и Куприна. Но крики в соцсетях множились: они быдло, эти критики олимпийского перфоманса! Рабле не читали, Леонардо им всюду мерещится! Это я к тому, что сегодня они отыскали себе алиби: те, кто голосовали за Трампа, прочли мало книг, и все – не те, что следовало бы. Увы, господа неолибералы. Ваш пример последние лет 10 явил мне истину: и книги могут быть «те», и Сенеку с Марком Аврелием способны процитировать, а «на выходе» получается дерьмо под видом «современного искусства» с обязательным примечанием «образовывайся, реднек!». Миссионерство ниже плинтуса, но сказ не о том. Я тоже читал Гюго, и не только знаменитый «Собор» (мой любимый роман – «Отверженные»). Как и вы. Как и вы, причём у вас преимущество – вы читали земляка в оригинале. (Я понимаю, что это значит: пробовал читать Пушкина на английском). Но вы видите крыс из парижского подземелья и цыганку-проститутку. Грязь, кровь, насилие и провокацию. А я – нечто иное. И даже не хочу вам расшифровывать «своего Гюго». Как и своё восприятие демократии. Тем более, что – как и в 2016 году – вы ничего не переосмыслите. Не те книги. Не тот народ. Не то время. Насчёт времени – ваша правда. Потому что классики пары минувших веков сочли бы вас бездарями. И рассмеялись бы без критики. Потому что критикуют только тех, кто небезнадёжен.
© Copyright: Константин Жибуртович, 2024.
Другие статьи в литературном дневнике:
|