О личном релаксеМне трудно передать чувства от просмотра ретроспективной документалистики. Москва 1912 года братьев Люмьер или Нью-Йорк в 1926-м… Многие пытаются узнать места и сравнить с нынешним пейзажем. Определяют марки авто или даже класс извозчиков. Ищут раритеты, оценивают гардероб. Я думаю совсем не об этом. Пересматривая оцифрованные видео Люмьер с космическим даже для 60-70-х годов ХХ века качеством ретро-изображения. Все эти люди уже умерли. А здесь они идут по улице. Живые в той эпохе. Как сложилось для них это утро? О чём они думают? О чём мечтают? А вот – уютный дом не выше трёхэтажки чуть поодаль. В окне мелькает чей-то силуэт. Другое оконце чуть приоткрывается. Чем заняты – именно сейчас – обитатели жилища? О чём разговаривают – хоть в Москве, хоть в Нью-Йорке? Я никогда об этом не узнаю. Не думаю, впрочем, что о революции или великой депрессии. Это малый процент. Малый. У одних – свидание наедине, и всё, что из этого следует. У других – завтрак со счастливым ощущением отсутствия срочных дел. У третьих – светская болтовня или пасьянс. У четвёртых – скука у окна под звуки патефона… Кто-то ещё не знал? Даже в дни кризисов и потрясений человек спасается простыми удовольствиями. Пока воины мягких диванов и бесшумных клавиатур требуют подвигов от д р у г и х. Из этого дня начала века я вижу полторы-две минуты на отдельной улице с явно недостаточным обзором. Таково наше зрение в жизни: не знаем, не видим всю картину, не способны вместить, не дано. А после пишем книги: начало ХХ века было таким-то. Его видные умы произнесли о том-то. Там, в скромном доме бэксайдом с видео Люмьер, неизвестный человек мог произнести то, что мы до сих пор не слышим и не чувствуем в той ушедшей эпохе. А неизвестная красавица – рискнуть довериться и не обжечься. И даже кто-то мило скучающий у окна – решиться поменять ценности в своей жизни. Вот о чём я думаю под споры в комментариях «это машина какого года? А это идёт коллежский асессор или статский советник? Трубка фирмы Данхилл?». Не о том говорим. Впрочем, как всегда. © Copyright: Константин Жибуртович, 2024.
Другие статьи в литературном дневнике:
|