Реплика вне проповеди

Константин Жибуртович: литературный дневник

Сергей Худиев:


«Человек может обладать глубокими познаниями, блестящим интеллектом, гениальной изобретательностью — и заблуждаться относительно смысла и цели человеческой жизни. Интеллект и знания — это как мощный автомобиль. Они не гарантируют, что вы не заблудитесь. Но если вы заблуждаетесь, они помогут вам заблудиться сильнее».



Ой, сколько раз я это слышал в разных формулировках. Я бы выделил в этой теории «о благодати смирения ума» несколько аспектов.


Первый – эстетический. Родион Раскольников, для меня, – не история о спасении, а тёмная душа, нуждающаяся в сострадании. Никакого спасения у персонажа Достоевского я не вижу: после суммы всех грехов он попадёт:


а) под избыточное влияние Сони Мармеладовой;
б) «Снимет голову» в земной церкви.


Отсюда недалеко до мыслей об исключительности/избранности – только уже не его самого, а нашего религиозного сообщества. Вариации печальны, и самая вероятная – абсолютное влияние на таких людей лжедуховника плана Сергия Романова.


Второй аспект связан с таинством рождения. Это трагедия, если в таинствах личности недостаточно «топлива» для развития интеллекта. И ему/ей не свезло с ближними и эпохой. Да, дух прорастёт, но не у каждого. Умный (не сам по себе, а в сравнении с большинством других) всегда отрефлексирует жизненную ситуацию: как я выгляжу под иным зрением? Достоин ли я? Возможно ли совершить такой поступок? И каковы его последствия? При этом, не в смысле юридического наказания.


Вне достаточного ума замысел о человеке неполон. Даже общаясь со способными расслышать (не пишу – понять) я неизменно испытываю ощущение божественного отпечатка в личности. И восхищаюсь, что её путь сложнее, чем согрешил-покаялся-смирился. Наёмники верны только до определённого момента. Пока как следует не тряхануло мироздание и тебя самого.


И третий аспект – религиозный. Человек с интеллектом и восприимчивостью к нерукотворному Миру никогда не пожелает себе участи разбойника на кресте, наёмника из страха, блудного сына или работника последнего часа из притчи о сборщиках винограда. Ему небезразличны обстоятельства личного спасения и путь к нему. Процесс не менее важен эстетически, чем результат.


Именно поэтому хороший авто лучше повозки или кареты, но с кучером. У тебя есть карта, цифровая навигация, климат-контроль, а если повезёт – умный попутчик. Не самый плохой стартап. Заполни бак, согрей друга доброй историей, и в путь.


А в колонках пусть играет Coldplay. Paradise.




Другие статьи в литературном дневнике: