Лажа от Ридли Скотта

Константин Жибуртович: литературный дневник

Элиту кинематографа от рядовых актёров отличают всего две вещи. Диапазон ролей и способность раскрасить своим присутствием провисающий сценарий и средненький кастинг. Внешность в этом списке слагаемых успеха – не главное.


Таков Рассел Кроу. Втиснуть его в боевики, как Тома Круза, не получится. Вот вам бесстрашный гладиатор, вот учёный Джон Нэш («Игры разума»), вот ботан-химик доктор Уигард («Свой человек»), вот «училк», осуществляющий побег из тюрьмы («Три дня на побег»), вот кабинетный босс ЦРУ с одышкой («Совокупность лжи»).


Не ухватишь привычное амплуа для эксплуатации образа. Мне кажется, режиссёр Ридли Скотт к своим 85 годам так и не осознал, что кассовый на рубеже веков «Гладиатор» вытащил до Оскаров Рассел Кроу, потому что сам по себе сценарий картины банален и слабоват, реплики героев – пресноваты, злодеи плана Хоакима Феникса – картонны и переигрывают со старанием выпускника театрального. Кроу, плюс новаторские для того времени компьютерные технологии раскрасили псевдоисторическую сагу до уровня классики эпохи начала 2000-х. А финал не оставил шансов на адекватный сиквел.


Но его сделали, как в индийском кине – у гладиатора есть сын, которого он считал погибшим. Он повторит судьбу отца. Изобразят это парни с лицами для Инстаграм в костюмах римской империи.


Окончательно проект добил… Дензел Вашингтон. Парень старой театральной школы, чьё нечастое появление отчасти спасало сиквел от того, чем он и является – костюмированной халтуркой с запросом срубить деньжат на отголосках популярности первого «Гладиатора». Дензел тоже владеет этим даром – спасать своим присутствием «Индия-фильм» и прочие «от создателей». Особенно, если речь идёт о роли второго плана. Тут хватит мастерства не опошлить хотя бы своё присутствие в кадре.


Кинокритик Олег Тундра иронизирует: «Ближе к концу «Гладиатор-2» разоблачает сам себя: среди латинских имён и названий над могилой Максимуса в камне на английском (!!!) языке высечено: «Дела при жизни отзываются в вечности». После того, как посмотрите скоттовскую мясорубку, смело включайте «Монти Пайтон и Священный Грааль»: вместо гладиаторов — псевдорыцари, бюджет — в 300 раз меньше, а степень комизма одинаковая».


И то верно. А эпитафия на английском – отличный ход: Максимус был прогрессивно-инклюзивен для своей эпохи, и завещал потомкам только английский язык – задолго до Байрона, Блейка, Шекспира и даже мистера Уотсфорда.


Это История, дети Инстаграм. Так начиналась прекрасная Англия будущего.



Другие статьи в литературном дневнике: