PS к посту

Константин Жибуртович: литературный дневник

Мысли о возможных формах жизни на иных планетах (не только на недавно обнаруженной), сознание и Вселенная (вчерашний пост) – важнейшие для меня записи. И вчера, и сейчас, и в будущем.


Реакция соцсетей, в этом смысле, источник юмора. Три с половиной отклика от интеллектуалов.


Остальным насущно иное. Я это знаю наизусть за 29 лет в Интернете и за 15 лет в соцсетях.


– Нифига себе, у тебя на даче уже огурцы и клубника!


– Ты женился/развёлся/сошёлся? А она хороша, поздравляю!


Фото (в ограниченный доступ) в одних шортах с пляжа.


– Молодец, не толстеешь! А волосы (на голове) можно нарастить, сейчас это не проблема. (Спойлер: спасибо, не надо).


– Как наши сыграют, чё думаешь? Я ставку делаю у букмекеров.


– Трамп козёл. Маск козёл. Оба козлы. Согласен? А чё не пишешь об этом?


И обязательное: ничё се, ты видел Ленина в эфире! И у тебя фотка с Троцким есть! Щас залайкаем!


Вот это вот всё, в немалой степени, вкладывал Бродский в строку «Я не люблю людей». Которую ему припоминали критики, обвиняя в снобизме.


Нет никакого снобизма. Есть несовпадение ценностей. Иногда это поправимо. Иногда – пропасть. Или, как сказал Джон Леннон, «люди так и не научились читать послание, а не смотреть на того, кто его принёс» (из последнего интервью 1980 года).


Один из тех, кто откликнулся на пост – священник. Мы знакомы только заочно, но его давно интересуют глобальные вопросы.


«Здравствуйте, Константин!


Да, мозг как антенна, а также важная роль информации/разума в мироздании, а равно и идея пансписхизма – всё это мне близко. Конечно, если подходить к этому с научной (а не только философской) точки зрения, то всё это надо доказывать. Но я думаю, что в обозримом будущем мы получим такие доказательства.


А что касается реальности существования Средиземья, Нарнии и т. д. – тут мне нужно подумать... Но если попытаться ответить сразу, то я вижу два основных варианта. Первый – некие миры реально существуют (т. е. они существуют точно так же, как и мы, и наш собственный мир; возможно, это параллельные миры, что бы это ни значило); писатель каким-то образом видит этот мир (например, используя мозг-антенну), и как-то всё это интерпретирует, превращает в произведение художественной литературы, отображая тамошнюю реальность не обязательно буквально. Другой вариант – эти миры существуют, но не совсем так, как наш, у них, если можно так сказать, иной онтологический статус. Или у них иная степень материальности, и они существуют в каких-то иных планах реальности: в более плотных, в более тонких и т. д. – если попытаться приложить сюда, например, язык эзотерики. Но, вероятно, возможны и другие интерпретации».



И вот я думаю, что живые размышления над Евангелиями (без услужливых формулировок т.н. духовных лиц) приводят, в том числе, к вопросам устройства Вселенной. Постижение которых в нашем земном пространстве невозможно, но сам вектор направления даёт внятный ответ на вопрос: что насущно, а что второстепенно. И в чём тот самый «смысл жизни».



Другие статьи в литературном дневнике: