Йегуду Галеви называют великим еврейским мыслителем, поэтом, врачом. Он жил примерно с 1075 по 1141 годы. Никто точно не знает не только даты его рождения, но и конкретно, в каком испанском городе он появился на божий свет:то ли в Толедо, то ли в Туделе, кто были его родители.
Удивительно, как еще сохранились его рукописи, разысканные исследователями его творчества и предъявленные миру в двадцатом веке.
Достоянием читателя стала книга Галеви "Сефер Га-Кузари" (книга ответа и доказательства по поводу унижаемой веры). Она написана в форме диалога еврейского мудреца и царя Хазарии, который пытается понять, чем иудейская вера отличается от христианской и мусульманской.
Из истории известно, что хазары действительно приняли иудаизм, решив, что аргументы иудейских раввинов оказались более убедительными, нежели представителей других религий. Чего не скажешь о книге Галеви. Он тоже имел титул раввина, и был, безусловно, человеком сведущим и подкованным в вопросах Торы и Талмуда.
Но, к великому разочарованию читателя ( в данном случае, меня), все его ответы и рассуждения сводятся к повторению библейских сюжетов, а также тому, как следует соблюдать те или иные (многочисленные!) иудейские законы.
Всё в сущности сводится к тому, что Бог дал народу Тору, сделал его избранным, и надо неукоснительно соблюдать данные им законы, и те, которые дают великие еврейские ученые и законодатели, ибо без божьей "подсказки" они не смогли бы "родить" их.
Проблемы жертвоприношения, ритуальной чистоты, отношения к женщине...- ничто не упущено Галеви, всё разложено "по полочкам". В неукоснительном соблюдении всех заповедей и указаний и видел Галеви главную ценность для иудея. И, кстати, сегодняшние ультраортодоксы проповедуют то же самое.
Но разве это и есть духовные ценности? Нет, это по сути ничто иное как призыв к внешней благочинности. Духовные ценности - это то, о чем говорил Христос в Нагорной проповеди. Интересно, был ли знаком с ней Галеви?
Еще на одну мысль наталкивает книга Галеви, а, вернее, он сам. Самые известные иудейские ученые и законодатели первых веков новой эры и средневековья писали свои труды, живя в странах рассеяния, но никто - в нищем Иерусалиме, с его разрушенным Храмом. Все предпочитали комфорт, но призывали любить страну наших отцов, и непосредственно сам святой город.
Родилась и фраза, неизменно волнующая многих евреев:"В следующем году в Иерусалиме"- как обещание и надежда на скорую встречу в Святом городе.
Говорят, Галеви, разменяв седьмой десяток, все-таки добрался до Иерушалаима (Иерусалима), чтобы посмотреть, наконец, на него. Разорвал свои одежды у ворот города и начал читать свою элегию "Сион, неужели ты не спросишь о судьбе своих узников...". И в этот момент арабский всадник направил на него своего коня, и Галеви был растоптан его копытами.
Так повествуется в биографии Галеви, предпосланной в виде предисловия к его книге. И, откровенно сказать, она поражает больше, чем сама книга.