Законсервированный взгляд

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Наука - самая консервативная "отрасль". Звучит, на первый взгляд, парадоксально, но на самом деле - нет. Потому что старое всегда цепляется за свои догмы, а новое пробивается с трудом, да и то не всегда, в лучшем случае - с опозданием.
В полной мере это относится к исторической науке. Здесь, если какое-то мнение однажды утвердилось, то оно кочует из книги в книгу, словно приговор, утвержденный однажды и навсегда.
Например, если вы хотите узнать о Ханаанской цивилизации, вы прочтете, что это были идолопоклонники, что они приносили в жертву богам своих детей, что они устраивали групповые оргии... И, дескать, именно этим они были ненавистны иудеям, которые завоевали их.
Но сыновья Израильские, о чем не умалчивает и Библия, были повинны в тех же грехах. И, кстати, не только они:ознакомьтесь с традициями разных народов древности, и вы увидите, что и у них всё это было. Просто со временем мы стали судить о нравах тех далеких времен со своей современной колокольни. Человечество взрослело, и многие традиции и нравы, характерные для наших далеких предшественников, стали восприниматься нами как варварские и антиморальные. О каждой же эпохе надо судить по ее особенностям, а не смотреть на нее через призму сегодняшнего дня.
Между тем, о Хананеях продолжают писать одно и то же, и вывод делать неизменный:потому и исчезли они как народ, что были идолопоклонники и развратники.
Но действительно ли они бесследно исчезли? Смотрите, какие знаменитые сыновья и потомки были у Хама, чье имя составители Библии облили таким презрением, что оно на века стало нарицательным? Назовем самых известных:Нимрод - "сей начал быть силен на земле. Он был сильный зверолов перед Господом... Царство его вначале составляли:Вавилон, Эрех, Аккад и Халме, в земле Сеннаар. Из сей земли вышел Ассур и построил Ниневию..."
Перечислять можно еще долго, но достаточно заглянуть в главу 10 Бытия, чтобы убедиться в этом.
Нимрод был внуком Хама, сыном его первенца Хуша. Ханаан же был его четвертым сыном, первенец которого Сидон основал знаменитый город, названный его именем. Жители его называли себя хананеями, а в финикийцев их "перекрестил" Гомер, с легкой руки которого это название и приклеилось к сидонцам.
А кто "засел" в городе, ставшем, спустя века, известным как Иерусалим, когда был завоеван царем Давидом? Иевусеи. Иевусей же был третьим сыном Ханаана.
"И были пределы Хананеев от Сидона к Герару до Газы,- отмечает Библия,- отсюда к Содому, Гоморре, Адме и Цевоиму до Лаши".
Когда сыны Израиля пришли в Землю обетованную, они вовсе не завоевали ее в одночасье,- об этом сказано и в Библии, а во многих местах и вовсе слились с местным населением, и многое у них переняли. Ведь евреи раньше были скотоводами-кочевниками, а хананеи вели уже оседлый образ жизни, и, в частности, занимались земледелием и виноделием.
Сегодня израильский 9-й русскоязычный телеканал сообщил о том, что израильские и американские археологи нашли в древнем ханаанском городе Тедь-Кабри древнейшее хранилище вин, которому примерно 3,7 тысячелетия.
Обнаружено 40 фляг, вместимостью 50 литров каждая. И, судя по предварительным исследованиям, вино было с лечебными свойствами, сделано по египетским рецептам.
Так что пора бы перестать говорить о примитивности хананейских племен.
Но куда же они подевались? Ответ дает Библия. У Хама было четверо сыновей, в свою очередь, у каждого было, как минимум, пять-шесть сыновей, а от них пошли внуки. Одним словом, потомство было многочисленным. И перечислив наиболее значимых из них, Библия констатирует:"Это сыны Хамовы, по племенам их, по языкам их, в землях их, в народах их".
Они не пропали, они стали другими,- новыми народами.



Другие статьи в литературном дневнике: