Чужие

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Что бы ни говорили, но нельзя отрицать, что в Советском Союзе люди из разных республик чувствовали себя почти родственниками. Встретятся, бывало, в дороге, и начинается обмен информацией, кто, откуда, и еще более оживленный, когда выясняется, что они бывали в краях новых знакомых.
И сыпятся комплименты в адрес этих мест, приглашение - приезжать еще,- и вот уже вы почти друзья, да что там - почти родственники.


Лет десять еще после распада СССР держалось это чувство и сожаление о его утрате. Люди старшего поколения еще сохраняли его в своей душе, и встречаясь с гражданами бывшего Союза, неизменно задавали привычный вопрос:"А вы из каких краев"? И если они раньше бывали "друг у друга", то начинались оживленные воспоминания, словно повстречались с давними родственниками.
Но в бывших советских республиках выросли уже поколения людей, которые знают только свою страну, и которые подобных чувств не испытывают, да и не могут они у них уже быть по определению:у них уже не только разные условия жизни,но и иные психология и менталитет.
Это, кстати, хорошо видно на репатриантах, приезжающих в Израиль. Молодежь, которая приезжает сейчас из стран СНГ, отличается от молодежи, приехавшей сюда в девяностые годы прошлого столетия, и даже в первые годы нового века. Те еще застали "кусочек" Советского Союза, а если нет, то воспитывались в семьях бывших советских граждан, в значительной степени воспринимая их психологию, несмотря на новую страну и иные условия жизни.
Эта молодежь более открытая и дружественная, чего не скажешь о молодежи, приезжающей теперь. Новая - более скрытная и откровенно чужая и чуждая.
Их чуждость и отстраненность, я думаю, диктуется еще и непрозрачным происхождением. Подавляющее большинство евреев СССР несли на себе тяжесть "5 пункта" и не скрывали его. И приехали в Израиль, что называется, с незамутненным сознанием и прозрачной родословной.
А что теперь? В моем доме живет молодой семьянин по фамилии... Шукшин. Естественно, сразу по аналогии вспоминаешь известного киноактера и писателя Василия Шукшина. Трудно представить себе, что этот исконно русский человек вдруг стал гражданином Израиля.
Я как-то не выдержала и спросила израильского Шукшина, какое отношение он имеет к еврейству. По его словам, у него был дедушка еврей.
Да, "в ход пошли" уже дедушки и бабушки, а то и ... прадедушки. Примерно неделю назад в доме поселилась молодая пара по имени Настя и Артур ("совсем "еврейские"имена"). Артур рассказал,что сам он из Санкт-Петербурга, а его жена из Набережных Челнов. Она уже жила в Израиле и даже отслужила армию (Настя действительно хорошо говорит на иврите, но могла изучить язык и дома), а потом уехала обратно в Россию.
О ее родословной он не поведал, а о своей рассказал:евреем у него был ... прадедушка. Сын его, дед Артура, во время войны записался русским. Документов "еврейских" не сохранилось, сказали, надо восстанавливать по суду. Но он, Артур, не дурак, у него в полиции знакомые, и они ему помогли.
С Настей, по его словам, они познакомились по Интернету, и уже пять лет вместе. Иврит он не учил, зачем впустую тратить время, надо пойти в группу изучения, где не будет русских, а будут американцы и французы. Не будет такой группы, тогда надо устраиваться на работу, чтобы быть в языковой среде.
Он окончил ремесленное училище. Но вообще у него в России свой сайт и ... магазин.
Больше Артур не откровенничал и вообще старается не попадаться на глаза, видно, переусердствовал в своих откровениях. Где правда, где ложь,- поди, пойми. Одно ясно:теперь репатриация в Израиль - это тоненький ручеек, и чтобы он совсем не иссяк, берут, кого угодно. Продержатся они здесь год, и то хорошо(Артур уточнял у меня, действительно ли через год дают зарубежный паспорт, что дает возможность ездить во многие страны без визы),- для статистики, разумеется.
Еще одна пара молодых с тремя маленькими детьми прибыла из Узбекистана. Она еврейские корни, видимо, имеет, если судить по внешнему виду, но муж у нее узбек. "Не узбек, мать у него русская!"- горячо возразила она однажды.
Разговор всего-то и был один, соседский, как бывало в советские времена:кто, откуда и зачем. Но эти молодые пары держатся показательно вызывающе особняком, и даже избегают здороваться. И, вероятно, не только потому, что есть что скрывать, но и потому, что у них, по сравнению с нами, старожилами-репатриантами, совершенно другая психология. Они не чувствуют с нами общности, мы для них - из другого мира, а у них свой - более жесткий и рассчитанный.
Общество Израиля и так неоднородно и расслоено. Чужие вносят в это расслоение новый, более опасный элемент.



Другие статьи в литературном дневнике: