Код пустоты

Галина Айзенштадт: литературный дневник

В последние годы российские издательства выпускают много книг под грифом "бестселлер". Обычно они "толстые" и хорошо оформленные, так что их приятно брать в руки.
И читаются они легко, быстро и увлекательно. Да вот незадача:закроешь книгу и тут же забываешь, о чем она. Не то что автора вспомнить не можешь, даже содержание с трудом вспоминаешь, и то не в целом, а какие-то отрывки.
Не удивительно, что меня это даже заинтриговало, и я стала размышлять над таким феноменом. Что роднит большинство этих книг? С одной стороны, это как бы детективы, а, с другой, не просто детективы, а "начиненные" разными древними историями, и их разгадка непременно увязывается с событиями (главным образом преступлениями) нынешних дней.
То есть, в каждой такой книге заложен, как я определила для себя, "код да Винчи". Авторам явно хочется претендовать на что-то большее, нежели простое изложение детективной истории.
Я стала вспоминать, какие "коды" хотя бы частично остались в памяти. Ведутся раскопки, найден некий древний амулет, который негативно влияет на судьбу героев, поэтому его надо вернуть на место.
Несколько книг повествовали о связях с дьяволом, несколько - о поклонении древним богам, с соблюдением жутких ритуалов, а последняя прочитанная книга - "Парижская вендетта" Стива Берри, вот она лежит передо мной,- о поиске клада Наполеона, который, естественно, не обходится без убийств, без которых детектив не детектив.
Наряду с такой литературой есть и написанная на сюжеты Библии. Одна западная дама написала целое повествование о Марии Магдалине. Я жадно ухватилась за нее, решив, что автор нашла что-то новое о ней.
На самом деле, это полная ахинея, ничего общего не имеющая с библейским персонажем, а некая сусальная, эксцентрическая особа, которую изобразила дама-писатель.
Интерес к прошлому у людей велик. На нем и спекулируют многие современные авторы, чтобы повысить тиражи своих опусов. Но к серьезной литературе всё это не имеет никакого отношения. Поэтому и остаётся пустота в голове после их прочтения.



Другие статьи в литературном дневнике: