Итог узбекской независимости

Алишер Таксанов: литературный дневник

Узбекистан занял 60-е место (чем выше, тем лучше) в рейтинге слабости государств мира 2016 года (Fragile States Index 2016), который отражает способность (и неспособность) властей контролировать целостность своей территории, а также демографическую, политическую и экономическую ситуацию в стране. В списке 178 стран. Для общей оценки состояния страны эксперты подвергают анализу способность пяти ключевых государственных институтов — политического руководства, армии, полиции, судебной системы и гражданских служб — обеспечить безопасность государства и его граждан. В общей сложности оценивается свыше 100 показателей.
Наименее дееспособным государством мира в 2016 году является Сомали, 16 стран во главе с Финляндией формируют зону благополучия и стабильности государственных институтов.
Узбекистан набрал 83,5 баллов, опередив Сенегал и Таджикистан, зато отстав от Танзании, Гватемалы и Внесуэлы. Таким образом, наша "узбекская модель" оказалась в числе ГОСУДАРСТВ С УРОВНЕМ СТАБИЛЬНОСТИ НИЖЕ СРЕДНЕГО — ОПАСНЫЙ УРОВЕНЬ РИСКОВ. Это то "достижение", к которому вел Ислам Каримов все 25 лет независимости. Подковерная борьба, начавшаяся после смерти первого президента, продемонстрировала недееспособность госинститутов и большое влияние на власть кланов, групп интересов и влияния, и других игроков внутренней политики. И поэтому 8 сентября 2016 года Олий Мажлис наперекор Конституции назначил ВРИО президента действующего главу правительства Шавката Мирзияева, этим самым еще раз продемонстрировав свою политическую импотенцию и никчемность. И издевательски звучат слова нового диктатора: "За исторически короткий срок, отказавшись от тоталитарной системы, избрав независимый путь развития, преодолев многие трудности и испытания, наша страна заняла достойное место в мировом сообществе".

Между тем, исследователи Fragile States Index 2016 отмечают, что несмотря на уменьшение числа межгосударственных конфликтов за последние годы, в мире растёт количество линий политической нестабильности, а целый ряд государств находится на пороге деградации институтов власти. По их оценкам, сегодня более двух миллиардов человек живут в нестабильных государствах, балансирующих на грани экономического и политического кризиса. Из этих 2 млрд. 30 млн. точно не осознают, что проживают в государстве не с великим будущем, а с утраченными иллюзиями и несостоявшимися свободами.



Другие статьи в литературном дневнике: