27 октября Узбекистан должен отмечать праздник. Я делаю упор на слове "должен", хотя 25 лет политический режим, сформированный Исламом Каримовым, игнорирует его. Возможно, это связано с тем, что он по значимости более сильный и влиятельный, чем продекларированная независимость в августе 1991 года, просто имеет оттенок "коммунистического".
Речь идет о создании Узбекистана в формате Советской Социалистической Республики. Это было значимым событием на территории Центральной Азии и тем более для местного населения. Тогда были сформированы новые органы власти, управления, суда, защиты и безопасности, образования и медицины. В состав республики вошли несколько уездов и волостей Самаркандской, Сырдарьинской и Ферганской областей, а также некоторые части Хорезмской и Бухарской НСР (до 1929 года в состав Узбекской ССР входила Таджикская АССР, позже присоединена была Каракалпакская АССР). УзССР стала полноценным государственным образованием, и поэтому когда слышу от некоторых экспертов, что это Ислам Каримов создал Узбекистан, еще с приставкой "независимый", то мне хочется смеятся.
Следует напомнить, что образование Узбекской ССР было подтверждено соответствующей декларацией Первого учредительного съезда советов республики (13–17 февраля 1925 года), избравшего Президиум ЦИК и утвердившего состав СНК Узбекской ССР. В мае 1925 года Узбекская ССР вошла в состав СССР как союзная республика. То есть 7 месяцев Узбекистан де-юре считался самостоятельным и независимым государством, хотя политически, естественно, был подконтролен Москве. Но в любом случае, это был суверенитет, и первыми руководителями стали Файзула Ходжаев (глава правительства), Юлдаш Ахунбабаев (глава парламента, фактически, государства), а не Ислам Каримов.
Сам же Ислам Абдуганиевич практически ничего особого не сделал, так как республика к августу 1991 года имела все атрибуты и механизмы государственного устройства:
1. Конституцию от 1978 года;
2. Высший орган государственной власти - Верховный Совет (парламент);
3. Правительство - Совет Министров;
4. Территориальные органы власти - исполнительные комитеты;
5. Министерства и ведомства, включая Центральный банк, соответствующие отрасли и сферы экономики;
6. Судебные системы - Верховный суд, Хозяйственный суд;
7. Политические органы - Коммунистическая партия, ЛКСМ;
8. Профессиональные союзы и неправительственные, общественные, гражданские организации;
9. Свои представительства в органах власти СССР (В Совете Национальностей Верховного Совета СССР Узбекистан был представлен 32 депутатами, а входящая в состав Узбекской ССР Каракалпакская АССР имела самостоятельное представительство в Совете Национальностей — 11 депутатов);
10. Религиозные организации и их объекты;
11. Академия наук;
12. СМИ ("четвертая власть");
13. Республиканский бюджет;
14. Негосударственные хозяйствующие структуры - потребкооперация, колхозы, индивидуальные предприниматели, кооперативы;
15. Террриторию в 447,4 тыс. кв. км.
Фактически, нужно было лишь переоформить их на полную автономию, то есть независимость от Москвы. В условиях, когда Союз разваливался, это сделать было не сложно. Существенным стало переподчинение союзных и союзно-республиканских органов/организаций официальной власти Ташкента. Туркестанский военный округ по периметру республики переформатировали в Министерство по делам обороны, таким образом, у Узбекистана появились свои вооруженные силы. Позже возникли таможенные и фискальные органы. Естественно, требовалось изменить Конституцию и создать плюрализм в политическом пространстве.
В 1990 году в органах государственного и хозяйственного управления работало 78,7 тыс. человек, то есть были свой бюрократический аппарат. Республика располагала своим значительным ресурсом, к примеру, национальное богатство (без стоимости земли, недр и лесов) составляло 137,2 млрд. рублей - это $180,8 млрд. по курсу ЦБ СССР. В государственной собственности находилось основных фондов на 72,4 млрд. рублей ($95,4 млрд.). Государственный бюджет: доходы на 9,99 млрд. рублей ($13,1 млрд.), расходы на 9,4 млрд. ($12,3 млрд.). В 1990 году ВНП равнялся 32,0 млрд. рублей или $52,7 млрд. При этом речь идет о уровне цен/доходов того времени! И при населении в 19 млн. человек.
В общем объеме продукции промышленного производства на предприятия союзного подчинения приходилось 35% - это градообразующие индустрии как ТАПОиЧ, Навоийский горно-металлургический комбинат и др.; остальное было в распоряжении узбекского правительства. То есть к началу 1992 года Узбекистан национализировал союзную собственность в рамках подписанных Минских соглашений об активах бывшего СССР.
Итак, если ВРИО президента хочет отметиться как человек, внесший вклад в Узбекистан, то ему стоит определиться относительно статуса праздника 27 октября, как Дня Республики.