Великое будущее Швейцарии

Алишер Таксанов: литературный дневник

Люблю прикалываться над Урсом. Порой мой швейцарский коллега тупит как полено. Сегодня я пристал к нему:
- Урс, какой сельхозпродукт в Швейцарии считается национальным достоянием?
- Не понял? - сверкнул очками Урс.
- Ну, например, в Узбекистане хлопок считается национальным богатством, его так и называют "белое золото". Что "золотом" является в Швейцарии?
Урс долго думает, потом пожимает плечами:
- Ну... яблоки...
- Вот-вот, яблоки! - обрадованно говорю я. - Раз это национальное богатство Швейцарии, то есть основа для реализации "узбекской модели развития"...
Урс уже с подозрением смотрит на меня:
- Али, ты опять начинаешь странные темы?
- Никакие не странные, раз узбекскую модель признал весь мир, в том числе и твоя страна! - отмахиваюсь я и продолжаю. - Значит, так. Национальное богатство обязаны собирать все! Это означает, что гемайнде Элгга (местная администрация) объявляет, что все жители поселка обязаны прийти сюда, в сад и собрать по... 100 килограммов яблок в день. Неважно, что кто-то где-то работает, у кого-то профессия врача, инженера или строителя - все должны исполнить долг перед государством.
- Странное понимание долга у вас на родине, - встревожился Урс.
- Самое что ни на есть патриотическое! - перебиваю я его. - В этом и заключается суть нашей модели развития. Смотри, все работают, и им не нужно платить или платить... э-э-э... скажем 1 франк в час!
- Но за 1 франк в час никто работать не станет. Люди зарабатывают от 20 франков и выше! - удивился швейцарец. - Строитель получает 40 франков в час! Официант в баре получает 25 франков в час! А 1 франк... это рабство!
- Вот-вот, наконец-то усек, что я хочу сказать, - улыбаюсь я Урсу как малому дитю. - Конечно, никто не захочет работать. Им лучше заплатить нашему шефу, хозяину агрофирмы, например, 2-3 франка в час - и не работать на поле или в саду, а работать на своем рабочем месте, где получает 30-40 франков в час! Представляешь, ты и пальцем не пошевелил, а у тебя бабло за просто так! Ну, можно школьников заставить бесплатно работать во время учебы - они согласятся. Чем корпеть над учебниками, лучше на свежем воздухе поработать...
- Нет, наше гемайнде на такое не пойдет, - мотнул головой Урс. Мои слова, естественно, он воспринимал серьезно.
- А мы гемайндерин (глава администрации) дадим 20% от суммы, что получили от жителей поселка, которые не захотели пахать в саду или на поле! Ей что, плохо ни за что ни про что иметь деньги? Деньги - они лишними не бывают...
- Но это же преступление! Коррупция!
- Это не преступление, а восточная традиция. Это особая азиатская культура! Если ты патриот, то должен трудится во благо экономического расцвета страны! Работать бесплатно! Или за маленькие деньги, ибо долг - он не требует от человека претендовать на достойную оплату своей работы! Если ты не хочешь, или не можешь, например, болеешь, у тебя папа начальник, то можно откупится, дать деньги, и тогда вместо тебя найдут добровольца! Это и есть суть узбекской модели развития!
Урс покачал головой:
- Нет, я не хочу так жить!
- А кто тебя спрашивает, хочешь или не хочешь, - усмехнулся я. - Раз ты гражданин - обязан! Я думаю, если мы внедрим гениальные принципы узбекского президента, то разбогатеем быстро!
Урс ошарашенно смотрел на меня, что-то бормотал под нос, а потом, удрученный, отошел в сторону. Наверное, хотел погуглить в Интернете и найти книгу Ислама Каримова "Узбекистан - государство с великим будущим".



Другие статьи в литературном дневнике: