50 процентов Узбекистана в тени?

Алишер Таксанов: литературный дневник

Итак, первый заместитель министра экономики Узбекистана Мубин Мирзаев на заседании международного пресс-клуба в Ташкенте заявил: «По оценкам экспертов, доля теневой экономики в Узбекистане по отношению к ВВП превышает 50%. Это создает определенные барьеры для экономического развития страны. Возникает естественный вопрос, как можно с этим бороться. Стоит сказать, что первый шаг уже сделан – начата либерализация валютного рынка. Остальные моменты уже зависят от налоговой системы».


Впервые на официальном уровне было сказано о наличии в стране параллельной экономики, не подконтрольной государству и частично учитываемой статистикой. Замечу: учитывается лишь та часть, которая изымается и возвращается в официальный оборот (так, взятки идут на покупку товаров, недвижимости, услуги, что отражается на счетах), но большая часть все равно вне оценок экспертов, и поэтому из-за это трудно определить общий реальный объем ВНП. Иначе говоря, разница между реальным и декларированным ВНП и есть сумма теневой экономики.
Известно, что коррупция формирует "теневую" среду для бизнеса и создает так называемую фальшивую/фиктивную экономику, например, это такие формы предоставляемых услуг, как неконкурентные формы борьбы (административный рэкет, полицейский произвол) на рынке, предоставление права в тендере или на государственные закупки за откат и взятки (в строительстве, транспорте, сельском хозяйстве). В фальшивой экономике происходит не создание продукта, а увелечение его стоимости, ведь в итоге продавец конечных товаров и услуг включает процент взятки и отката в продажную цену. От этого страдает и население, как потребитель (причем нет гарантии качества) так и производитель, поскольку не имеет стимула к нормальному саморазвитию. Идет "отсев" конкурентов, а это создает рынок товаров сомнительного качества: плохие дороги, быстроизнашивающиеся водопроводные и газовые трубы, ломающиеся автомобили, невкусные блюда, неработающие банкоматы и т.п.
Есть неучитываемая экономика как форма "тени", когда легальные производители скрывают часть своей продукции/услуг, не включают ее в отчетность. Причем, это не обязательно те юридические и физические лица, что работают на рынке на постоянной (лицензионной) основе, но и обычные граждане, выполняющие разовые поручения от случая к случаю. Поясню: если кто-то в гостях купил картину хозяина-художника, то совершена сделка, однако она нигде не зафиксирована и поэтому не попала в статистику ВВП. Тоже самое в услугах врачей, учителей, репетиторов, на дому и вне служебное время выполняющие свои профессиональные обязанности. Это продажа семечек, лепешек, самсы, частный извоз, ремонт квартир и т.д.
Есть еще нелегальная экономика, которая формируется за счет производства запрещенных изделий - наркотики, взрывчатые вещества и оружие, притоны, контрафакты (фальшивый алкоголь или видеопродукция), азартные игры, "кровавый" спорт и т.д. Эта сумма не столь объемна, как неучитываемая, однако тоже формирует криминальное пространство и создает угрозу социальной и политической стабильности.
Впрочем, эксперты по-разному сегментируют "теневую" экономику и дают пояснение, почему та или инача часть хозяйственной и нехозяйственнной деятельности связана с "тенью", но в любом случае, в большинстве своем они считают, что главная база этих явлений - их нетранспарентность, латентность, разрушительность. Теневая экономика хотя и создает рабочие места, однако не гарантирует социальный пакет и в итоге занятый здесь не может надеятся на страховку, пенсию и пособия. Поэтому "тень" деформирует как производство, так и рынок труда. Она формирует правовой нигилизм и несправедливое распределение ресурсов. На таких отношениях паразитируют чиновники и мафия, включанная во власть.
Именно это и было все последние годы в Узбекистане. Модель развития Ислама Каримова фактически воссоздала теневую экономику из социалистического уклада. Если прежняя базировалась на ничейной (общенародной) собственности и дефиците товаров/услуг, то квазирыночная ("узбекская модель") фактически создала новую тенденцию в теневой экономике - коррупционно/клановую. Чиновники, управляющие ресурсами сфер и отраслей, становились магнатами/олигархами, перераспределяя все в разрез интересам государства, а удовлетворяя потребности узкой когорты лиц во власти. Государственные административные органы стали ключевыми игроками в экономике, интегрировавшись в экономический процесс. Правовая база была искажена настолько, что законы игнорировались всеми. В итоге часть бизнеса, задавленная репрессиями, стала работать по "черным" и "серым" схемам, и на этом наживались контролеры. Тендеры и госзакупки шли в разрез с установленными правилами, возникли условия "скупки государства": предоставляемые льготы инвесторам и бизнесменам на самом деле были частью проектов по выводу и легализации капиталов. Хищения стали обычным делом в строительстве, а фиктивные отчетности плодились в сфере хлопкопроизводства. Банки "прокручивали" активы в "мыльных" проектах, то есть создавая деньги из воздуха, но при этом материальная часть ВВП не проявлялась. Иначе говоря, не было того, что должно быть в виде заводов, фабрик, производственных линий, товаров, но были доходы от "вложений" в эти проекты. Особый теневой бизнес проявлялся в валютных операциях из-за разности четырех обменных курсов (официальнгый, коммерческий/биржевой, черный и клиринговый) и дифференциации наличного/безналичного денежного обращения. Даже "лигитимный сум" - это "чудо", созданное лишь в Узбекистане, стало итогом функционирования теневой экономики, хотя этот механизм, если уж подходить реально, был единственным легальным способом осуществлять экспортно-импортные операции для тех, кто не имел выхода на конвертацию, и как-то обеспечивать население и производство необходимыми ресурсами/товарами.
Самое странное, о наличии "тени" в экономике знали все - и не только бизнесмены и чиновники, но и рядовые граждане, постоянно дававшие взятки или покупавшие контрабандные товары на рынках. И при этом продолжали верить в "узбекское чудо" и пять принципов реформирования Ислама Каримова, который создал для граждан "Великое будущее" на "тени".



Другие статьи в литературном дневнике: