Реформы ведомства хрыча Камилова

Алишер Таксанов: литературный дневник

Президент Узбекистана Шавкат Мирзияев сообщил, что собирается реформировать дипломатическую службу, перевести ее из "фуршетно-представительской" в практическую плоскость, то есть результаты определять не по количествам аналитических справок и стенограмм переговоров, а насколько такие контакты имеют плюс по инвестициям, туризму и интересу бизнеса. Подобная политика превращает МИД из равнодушно-застенчивого в активного агента продвижения государственных интересов, и это весьма правильное направление, которое высвечено в стратегии Шавката Миромоновича. Могу предположить, что ему надоели службы, от которых нет никакого прока, в то же время их содержание обходится в круглую сумму.
В своей речи на совещании, посвященном деятельности Министерства иностранных дел и посольств за рубежом, он осветил некоторые данные, ранее нигде не озвученные и считавшиеся служебными секретами: "...в настоящее время в центральном аппарате Министерства иностранных дел работают 334 человека, в подведомственных учреждениях – свыше 900, а в посольствах за рубежом – 300 человек. В общей сложности – более 1,5 тысячи человек".
В среднем получается, что в зарубежных миссиях работает по 7 человек. Для такой страны как Узбекистан, это достаточная миссия. Следует расширять контингент лишь там, где больше всего сосредоточено узбекских граждан, например, в России на трудовой миграции - свыше 3 млн. человек, естественно, именно в этой стране следует увеличить число консульств с целью поддержки и защиты узбекистанцев. Реалии показывают, что это является первостепенной задачей МИД. Возможно, так и будет сделано.
Что же касается центрального аппарата, то к чему огромное число заместителей министра? Нужны управления не только аналитического характера, но и оперативной деятельности, то есть реагирования на события и выработки механизмов по исправлению или улучшению ситуации. К примеру, в течение последних 15 лет Узбекистан испортил отношения с соседями, а те, кто курирует этот регион (Управление стран СНГ), нисколько не отмечали в своих материалах последствия такой политики. И лишь новый президент резко сменил внешнеполитический курс в Центральной Азии, и вместо недругов мы получили окружение понимания и сотрудничества. Это, естественно, охладило враждебное окружение, создало пояс стабильности и взаимной ответственности. Именно в таком "строю" легче отражать внешние региональные угрозы.
Подведомственные учреждения - это коммерческие службы, обслуживающие иностранные миссии и персоны, а также вуз и лицей, дипломатические курсы. Часть из них на хозрасчете, а часть - на госбюджете. Думается, что здесь нужно проводить тоже взвешенную политику и не резать "по-живому".
Итак, сделаем выдержку из выступления президента:
Первое, ряд миссий были инертными в стране пребывания, лишь сторонними наблюдателями, их результативность отмечалась на шкале у цифры "ноль". Именно "за безынициативность, инертность, неэффективность деятельности и допущенные недостатки были освобождены от занимаемой должности 10 послов в таких странах, как Китай, Япония, Турция, Малайзия, и других". Такая практика сложилась под управлением нынешнего министра Абдулазиза Камилова, который преследовал и подавлял любую инициативу послов или сотрудников. Почему он это делал - остается тайной, но в итоге это ударило по статусу и престижу дипломатической миссии. Узбекские посольства презирали не только соотечественники и граждане, которые обращались туда по различным вопросам и проблемами, но и миссии других стран, государственные органы, ибо на "выходе" не было никакого результата. Дипломаты просто прожирали бюджет ведомства.
Ограниченные встречи с бизнесменами и прессой, сухие контакты с ведомствами - это я помню еще со времен своей службы в посольстве в Москве. Руководство боялось сделать что-то не так, чтобы потом не вышло боком, и чтобы враги в МИДе или еще где-то не интерпретировали Исламу Каримову действия посла и его команды как подрыв узбекского государства. Поэтому и была такая инертность и трусость. Доносы, слежка, подставы - это стало нормой для жизни дипломата. А еще Камилов пугал своих сотрудников разными приказами, в том числе и наказание за походы в увеселительные заведения.


Второе, посо должен быть патриотом своего государства. Это и понятно, правда, Шавкат Мирзияев внес уточнение: "Как человек, который не в состоянии прочитать наизусть две строчки стихов Алишера Навои, Бабура или Абдуллы Орипова, Эркина Вахидова, более того, не знающий в совершенстве родной язык, может быть послом Узбекистана?" Относительно знания государственного языка - узбекского - я тут полностью согласен с президентом. Но вот что касается цитирования поэтов, то здесь явный перебор. Бизнесмен, с которым встречается узбекский посол, не интересуется литературой той страны, куда он планирует вложить капитал, ему нужно знать законы и процедуры работы, гарантии защиты и безопасности его активов, и здесь дипмиссия обязана предоставить ему полную информацию. Знание практических элементов и наличие опыта - это есть кредо посла. Что касается вышеуказанных поэтов, то не все любят стихи Абдуллы Арипова и других, почему посол обязан учить их наизусть - это для аттестации и проверки уровня его интеллекта? Боюсь, что теперь каждого дипломата будут проверять на знание стихов - это уже перебор, не туда смещаются акценты при работе с кадрами. Законы, практические рекомендации, документы - вот чем должен оперироваться посол для работы с инвесторами.


Третье, президент определил важные направления внешнеполитической деятельности:
1. Расширение экспортного потенциала, диферсификация поставок товаров, услуг и работ, проникновение на новые рынки.
2. "Привлечение иностранных инвестиций, передовых технологий и знаний для модернизации и развития промышленности и инфраструктуры", то есть выход на новый качественный уровень развития. Пора стать страной с технологическим укладом, а не сырьевой/банановой.
3. Расширить туристские потоки в Узбекистан, сделать страну брендовой в туризме, как Индия имли Китай, арабский Восток или Мексика. Туристы - это и торговля, и инвестиции, это и узнаваемость страны. Это занятость населения, сохранение культурного наследия и доходы. Маленькая Грузия в пррошлом году приняла более 7 млн. посетителей, а большой Узбекистан - всего 2 млн.


Четвертое, отчеты МИДа должны быть сопоставимимы с отчетами других ведомств и отражать реалии, а не прожекты и грёзы. Отчеты на базе уже решенных задач, а не выпячиванием того, что может быть в будущем. Иначе говоря, нужны сдвиги сейчас, а не завтра, который может и не наступить. Ведь часто писали, что подписаны документы на десятки миллиардов долларов, а они так и не поступили в Узбекистан. Намерения должны перейти в плоскость реализации, а не оставаться в статусе "ожидания".
Дипломатия должна опираться на мировые экономические ресурсы, а не заниматься лаврированием между крупными мировыми игроками, стараясь сохранить статус "нейтрального", чтобы не иметь негативные последствий для себя. Должна быть выражена четкая линия на защиту своих, а не чужих интересов. Государство сотрудничает со всеми, кто готов оказать содействие экономическому развитию Узбекистана. Политику следует пристегнуть к экономической стратегии - это и есть базис для деятельности МИДа. Интеграция - это ясные параметры участия страны в объединениях.


Пятое, посольства будут закреплены за каждым регионом Узбекистана, то есть продвигать интересы этой территории в другой стране. Предложение интересное, хотя создает некую клановость во внешней политике. Непонятно, на чем будет основываться такая дифференциация: почему, к примеру, посольству в Москве дадут в качестве "довеска" Бухарскую область, в Пекине - Хорезмскую, в Вашингтоне - Ферганскую, а в Париже - Сурхандарьинскую? Сам Мирзияев поясняет практическую основу этого: "В оперативном режиме будут решаться вопросы, связанные с реализацией конкретных инвестиционных проектов, продвижением экспорта и туризма, усилением бизнес-кооперации". Могу предположить, что на первоначальном этапе это будет иметь смысл. Однако такая политика не может протекать постоянно, в итоге это исказит саму картину инвестиций и создаст линию неблагодатной протекции. К слову, все заинтересованы в инвестициях и технологиях из Японии и США, а не из Нигерии или Пакистана, и тогда возможны подкуп дипломатических служащих, чтобы переформировать потоки? Ведь такое может иметь место, а это уже коррупция.


Шестое, призойдут изменения штатных расписаний посольств, больше упор будут делаться на кадры, работающие с экономическими ресурсами: торговые советники, представители туризма, специалисты по инвестициям и т.д. Снова высвечивается практические направления реформы МИДа, и это следует приветствовать. То есть от посольств ждут результатов в виде реальных денежных потоков и туристов. Справки и наблюдения за ситуацией в стране пребывания - это второстепенные задачи. Кто будет у власти в Италии - Берлускони или другой кандидат во власть - это, несомненно, важно, но еще важнее, какие интересы у итальянских бизнесменов в Узбекистане и как сделать их пребывание более комфортным, а их капиталы - более действенными. Узбекистан может сменить свой имидж из "кладбища капиталов" в страну, приносящий доход бизнесменам.
Помниттся, в конце 1990 годов планировалось утвердить в штатное расписание в посольствах советника по туризму, однако этот документ не получил развития. Хотя почему-то был воткнут представитель "Фонда Форум культуры и искусства" от Гульнары Каримовой, хотя никакой практической пользы от этого не было ни стране, ни МИДу.
Такие же реформы следует провести и в самом Министерстве: там должны работать специалисты по профилям, а не "случайные" люди, не имеющих ни знаний, ни опыта, ни навыков в чуждых им направлениях. Что делает врач в консульской службе, или сотрудник милиции в управлении стран Азии и Африки? Зачем филолог в управлении сотрудничества с организациями экономического характера? Историк хорош в департаменте политического анализа, но бесполезен как торговый атташе или атташе по военным вопросам.
По окончании служебной командировки работники посольств будут назначатся на ключевые поста в органах местной власти - хокимиятах, чтобы продолжить работать с теми ресурсами, которые привлекли из-за рубежа. То есть фактически будут активными участниками этих процессов и своим при мером доказывать, что иностранцы не ошиблись, выбрав Узбекистан как страну для приложения своих финансовых активов.
Изменены и задачи работников среднего звена, прилекатся будет молодежь, предоставлен пакет поддержки, включая в виде квартир (или кредита на покупку) после окончания службы. Послами следует назначать специалистов в области политики и экономики, права, а не просто искусствоведов, историков, химиков, музыкантов, не имеющих необходимых знаний и навыков в сфере экономических контактов. Нисколько не хочу преуменьшать важность перечисленных профилий, но они могут получить развитие в качестве советников в посольствах.


Седьмое, расширение информационной активности за рубежом. У Узбекистана должен быть свой позитивный легкоузнаваемый бренд. К сожалению, выходцы из Узбекистана создали негативный имидж о стране своим участием в террористических акциях в Европе, Турции, США, России, и теперь придется сломить это представление. Это будет непросто, и все же это необходимо, если страна желает развиваться и быть привлекательной для инвестиций и туризма.


А теперь, о чем не сказал Шавкат Мирзияев, но является важным доля дипломатической службы:
Первое, очищение от представителей силовых структур. СНБ и военная разведка должны работать по своим линиям и своим сферам, а не занимать должности в МИДе и посольствах. Чекисты больше вредят, чем способствуют развитию сотрудничества, и не создают нормальный климат в коллективе. Нужно отделять "котлеты" (дипломатов) от "мух" (чекистов).
Второе, в консульские службы необходимо привлекать людей с адвокатской практикой для защиты сограждан, находящихся за рубежом. И не с опытом милимционеров, а именно адвокатов по уголовным и хозяйственным вопросам, то есть тем, с чем сталкиваются люди в стране пребывания.
Третье, расширять контингент иностранной прессы в Узбекистане. чтобы журналисты писали о стране "изнутри", а не чтобы иностранцы пользовались заготовками от ИА "Жахон".
Четвертое, ввести в практику статус "Почетного консула", особенно в тех странах, где нет узбекских представительств.
Пятое, сделать набор кадров на дипломатическую службу транспарентной и честной. Нужны профессионалы, а не использующие лишь линию "таниш-билиш" (блат), что было при А.Камилове главной основой для заполнения штатного расписания.


Шавкат Мирзияев не дал оценку деятельности в качестве послов Гульнары Каримовой и Лолы Тилляевой. Как эти люди совмещали дипломатическую работу с коммерцией, как их родственники прикрывали бизнес и как пользовались дипломатическим статусом для защиты своих интересов. Узбекский Посол находится под международным уголовным преследованием - как часто случается такое в мировой дипломатической практике? А разве может представитель в ЮНЕСКО, Париж, проживать в США и редко заскакивать в Ташкент? Я уже не говорю про "Абу-Сахий" (подкронтрольная младшей дочери Ислама Каримова структура), который вдруг в 14 раз увеличил свои налоговые выплаты государства - это тема отдельного разговора. Фактически, под дипломатической крышей прокручивались коррупционные интересы.



Другие статьи в литературном дневнике: