Ксенофобия или нацизм?

Алишер Таксанов: литературный дневник

Узбекистан наравне с Россией, Азербайджаном, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Сербией, Таджикистаном и Туркменистаном обеспокоился текущими идеологическими трендами на пространстве ОБСЕ. В туманной формулировке заявляется о "тревожной тенденции роста влияния экстремистских движений, проповедующих доктрины расовой исключительности". Далее: "речь идет не о единичных инцидентах, а о систематическом распространении идеологий в духе ксенофобии и агрессивного национализма. Особое внимание уделено возрождению неонацизма, адепты которого открыто защищают концепции превосходства одной нации или расы над другими. В связи с этим государства-участники призвали действующее председательство ОБСЕ, а также глав исполнительных институтов организации, дать принципиальную и надлежащую оценку любым попыткам героизации нацистских преступников".


Я долго вчитывался в это и пытался понять, в какой стране Европы происходит нечто подобное, и с чем столкнулись узбеки, таджики, азербайджанцы, живя в своих странах, с проблемами "возрождения неонацизма в Европе"? Я 20 лет проживаю в Швейцарии и ни разу не видел нацистских структур. Более того, отмечу, любая нацистская символика, пропаганда, идеализирование прошлых преступлений Третьего Рейха является нарушением закона и преследуется властями. Могу предположить, что есть какие-то подпольные течения, но этим занимаются спецслужбы. И эти течения открыто себя не проявили...
По линии моей деятельности информации не поступало, и я не сталкивался с подобными проявлениями. Хотя хочу отметить, что если бы такое произошло на моих глазах, то обязан совершить процедуры задержания для передачи в полицию.
Есть ли ксенофобия? Да, она может проявлятся в принятии нормативных актов, усложняющих миграцию, и это естественно. Сейчас Дональд Трамп занят тем, что выдворяет из Штатов нелегалов или тех, кто представляет угрозу национальной безопасности. В европейских странах подобное тоже существует, как это есть и в самом Узбекистане или России, Казахстане и Азербайджане. Но вряд ли кто-то подобную политику назовет нацизмом.
Да, бывают факты антисемитизма, и это настораживает. Потому что кто-то пытается разжечь огонь в Европе, сталкивая палестинцев, получивших убежище, с еврейской частью населения, или оскверняя еврейские объекты (сингагоги, кладбища, культурные центры). Но в этом направлении полиция и спецслужбы работают.
Так что же обеспокоило Узбекистан и еще 8 стран? Никакой конкретики в коммунике нет. Более того, не нашел я сам этот текст, так как сайт МИДа Узбекистана не функционирует, и о наличии такого документа прочитал на ресурсе УПЛ.Уз. Получается некий пространственно-невразумительный документ, на который должен обратить внимание ОБСЕ.
Замечу, что на "тревожность" событий в Европе обратили внимание лишь часть стран бывшего Союза и Варшавского Договора. Почему-то не проявили солидарность Македония, Болгария, Румыния, Армения, Молдова, Украина, Чехия и другие. Нет мнения по этому поводу со стороны Китая, Кубы, Монголии, ЮАР, Бразилии, Чили, Мексики, Австралии.
Коммунике подписали страны, входящие в ЕвроАзЭС (экономико-политический союз), ОДКБ (военно-политический блок, прототип НАТО), СНГ (мумифицированный орган постсоветрской эпохи). Известно. что руководит всеми этими структурами Москва, и получается, что идея о "нацизме в Европе" принадлежит России. Именно она, пытаясь оправдать свою агрессию и оккупацию Украины, ввела термин "денацификации" чужой страны. Для нее национальный герой Степан Бандера - это красная тряпка для быка. Личность для русской истории сомнительная, однако вполне преемлемая и патриотичная для украинцев.
То же самое происходит и в Узбекистане, и Казахстане, где реабилитируют участников басмачества - повстанческого движения против большевизма 1920-30-х годов. Для Москвы это были бандиты, для местных жителей - защитники. Получится так, что потом Россия может объявить поход по линии "дебасмачезации" Средней Азии, учитывая, что часть населения зомбирована русским ТВ и готова встретить "освободителей" с цветами.
Что касается самого нацизма, то я встречал это в Москве в середине 1990-х, когда работал в Посольстве Узбекистана. Это "русский марш", баркашовцы и макашовцы, это скинхеды, убивавшие или грабившие гастарбайтеров из Средней Азии. Эти движения и персоны функционировали вполне открыто и безнаказанно, маршируя по улицам российских городов. Произвища "чурка", "черн0ж0пый", "хачек", "азер", "хохол" - это литература русского языка. А чего стоит зигование будущего вице-премьера Дмитрия Рогозина, ярого нациста? Касается ли коммунике Узбекистана этой персоны? Касается ли узбекское видение антимигрантских взглядов депутатов Госдумы, которые проявляют враждебное, ксенофобское отношение к выходцам из Средней Азии? Что-то я не слышал заявления Ташкента по этому поводу.
Как и нет коммунике Узбекистана, Таджикистана, Казахстана и Кыргызстана о том, что Россия открыто вербует граждан этих стран на войну против Украины, нарушая как свое, так и национальное законодательство других государств.



Другие статьи в литературном дневнике: