В последние годы активизировала Саида Мирзияева, дочь президента Узбекистана Шавката Мирзияева, в качестве политического лица. Хотя по должности она является помощником своего отца в Администрации главы государства, однако ее деятельность выходит за рамки простого чиновника.
Дело в том, что должности сотрудников администрации не расписаны в Конституции Узбекистана, это всего лишь обслуживающий персонал - не более. Хотя со времен Ислама Каримова госсоветники, помощники являлись надправительственными структурами, у которых власти было больше, чем у хокимов или министров. И хотя они не располагали ресурсами, в отличии от руководителей министерств и ведомств, сосредотачивающих в своих руках отраслевые бюджеты и активы, однако они имели возможность контролировать и перераспределять эти ресурсы, влиять на политику. Более того, они имели полную информацию на каждого чиновника, депутата и сенатора, поскольку любая кандидатура на государственную должность, включая Олий Мажлис, Верховный суд (независимые ветви власти) проходила рассмотрение и утверждение именно в администрации президента.
Политическая активность Саиды не случайна. Ей 41 год - хороший возраст для проявления себя в качестве самостоятельной фигуры. По дипломам она экономист и юрист, кандидат наук. Однако при этом неизвестна ее работа до 2019 года, кем она была и чем занималась. То есть до 35 лет ее трудовой путь покрыт тайной.
Публичность проявилась лишь 12 апреля 2019 года, когда Шавкат Миромонович назначил ее на должность одного из трёх заместителей директора Агентства информации и массовых коммуникаций при Администрации президента (АИМК). Фактически это стало первым фактом непотизма. Хотя некоторые эксперты утверждают, что во власть до этого пришли другие люди из числа родственников семьи Мирзияевых - в хокимияты, агентства, ведомства, некоторые из которых были награждены орденами и медалями.
Получается, что отец доверил ей контролировать "четвертую власть" - информационную, ту, которая формирует общественное мнение и направляет его в нужное русло. Позже, Саида Шавкатовна перешла в неправительственную организацию - Общественный фонд поддержки и развития национальных массмедиа. Естественно, это квазиобщественный фонд, так как патронируется государством и исполняет роль заказчика. Это был, несомненно, необходимый опыт, прежде чем вернутся в систему исполнительной власти.
Все это время она работала или при Камиле Алламджоновым, магнате, который фактически готовил ее на руководящие должности, давал навыки управления и принятия решений. Возможно, уже тогда она управляли некоторыми активами, так как это необходимо для укрепления личного авторитета. Ведь уметь регулировать бюджет и финансово-материальные потоки - это необходимость для любого лица, занимающего важнейшую должность в стране.
После того, как в Узбекистане были внесены правки в Конституцию весной 2023 года, Шавкат Мирзияев провел реорганизацию своей администрации и уволил Сардора Умурзакова с должности её руководителя, и вместо этого учредил пост Первого помощника президента, кем 25 августа стала Саида Мирзияева. Алламджонов стал её заместителем.
Некоторые называют пост Саиды как вторым в государстве, хотя во властной иерархии вторым является Глава Сената Олий Мажлиса, который, согласно Конституции, может исполнять обязанности президента. Далее - премьер-министр. Но в политической системе, выстроенным Шавкатом Миромоновичем, первый помощник становится лицом и правой рукой президента. Она управляет различными комиссиями, комитетами, фондами. Она же назначает своего заместителя Комила Алламджонова советником-посланником в посольстве Узбекистана в Вашингтоне, фактически взяв на себя функции кадрового назначенца в МИДе.
И поэтому Саида Шавкатовна исполняет не совсем свойственные ей по должности миссии. Так, из последних сообщений: 17 декабря 2025 года посетила Ургутский район Самаркандской области, где ознакомилась с проектом создания торговых, логистических и медицинских центров на узбекско-таджикской границе, планами по улучшению водообеспечения и состоянием сферы здравоохранения. При этом она проявляет позицию хозяина, знающего себе цену и силу своей власти: "Головой будешь отвечать", — говорит Мирзияева одному из чиновников. Вокруг нее как сотрудники ведомств и хокимията, так и простые граждане - вот такой официальный этап "хождения в народ".
В начале декабря на 20-й сессии Межправительственного комитета по охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО в Дели Мирзияева выступила с заявлением, что традиционные знания и навыки изготовления кыргызских, казахских и каракалпакских юрт включены в Репрезентативный список этой международной организации.
15 декабря она уже провела совещание с руководителями ряда структур, посвящённое вопросам обеспечения защиты прав женщин и детей, противодействия насилию в отношении них, причинам и мерам по недопустимости ранней беременности - мероприятия, которые никак не вписаны в функции помощника президента. Но такие встречи укрепляют ее статус как самостоятельного политика.
А 28 ноября Саида Шавкатовна сообщила, что на встрече с новым послом Японии Кэндзи Хиратой обсудили подготовку к предстоящему визиту президента Узбекистана в Японию. Она также выражает обеспокоенность загрязнения воздухом в Ташкенте, проводя заседание Спецкомиссии, и посещает теплицы в Кибрайском районе. В ноябре Саида Мирзиёева стала сопредседателем Американо-узбекского делового и инвестиционного совета - это факт того, что дочь президента намерена заявить о себе политическому истеблишменту Штатов, получить внешнюю поддержку.
В октябре во время визита Саиды Шавкатовны в Великобританию, она встретилась с заместителем премьер-министра и министром юстиции Великобритании Дэвидом Лэмми, с которым обсудила развитие человеческого капитала и внедрение отдельных кембриджских программ в школах Узбекистана, запуск проектов по изучению узбекского языка в Оксфорде и привлечение преподавателей английского языка. В Лондоне также успела обсудить с президентом ЕБРР Одиль Рено-Бассо проекты в сферах поддержки женщин и молодёжи, ирригации, зелёной экономики и развития Каракплпакстана.
В Нукусе в октябре ею было сообщено о планах запуска в Каракалпакстане 27 проектов на 2 млрд. долларов, которые создадут почти 10 тыс. рабочих мест; они охватят промышленность, логистику, сельское хозяйство и здравоохранение. А 20 августа Саида Мирзиёева встретилась с президентом Кыргызстана Садыром Жапаровым, с которым обсудила сотрудничество между странами, а также взаимодействие в сфере молодёжной политики. С.Жапаров пожелал ей успехов в ответственной государственной деятельности. То есть он признал Мирзияеву в качестве политика и потенциального коллеги.
В июне Международное агентство Moody’s подтвердило долгосрочный рейтинг Узбекистана на уровне Ba3 и улучшило прогноз с «стабильного» до «позитивного», а руководителем Рабочей группы по повышению суверенного кредитного рейтинга, кем является Саида Шавкатовна, написала: "Это решение стало отражением положительной оценки программы реформ, проводимой нашим президентом, а также подтверждением правильности выбранного курса". Иначе говоря, помощник президента активно участвует в экономических реформах и дает оценку ее результативности.
Ранее, в мае текущего года Мирзияева посетила Москву, где обсудила с представителями администрации президента России партнёрство двух стран в гуманитарной, информационной и молодёжной сферах, а также борьбу с фейками, ответственную журналистику и формирование нового поколения управленцев.
Кроме того, Саида Мирзияева провела встречу с Папой Римским Львом XIV в рамках работы жюри премии шейха Заида, обсудив развитие межрелигиозного диалога и новые совместные гуманитарные инициативы.
Получается, что она заявляет о себе как о лице с дипломатическими функциями, как политик с определенным политическим ресурсом.
И она активно участвует в экономических и культурных процессах: так, в мае был сформирован Координационный совет по детскому контенту во главе с первым помощником президента. Известно, с 1 июля компании с долей такого контента от 80% освобождаются от налога на прибыль и платят соцналог 1%; льготы могут распространить и на производителей национальных фильмов.
Дочь президента возглавила структуру по борьбе с наркотиками, оружием и ОПГ - она везде и всюду. Как заявила правозащитница Надежда Атаева, "когда одна фигура концентрирует в своих руках всё больше полномочий, это не похоже на институциональное развитие. Это похоже на подмену государственных механизмов персональными".
Это всего лишь часть того, что выполняет Саида Мирзияева, и многие сравнивают ее с Гульнарой Каримовой, которая заполучила большие возможности. И та, и эта - дочери глав государстыв. И та, и эта - не работали в низовых структурах, а сразу пролезли в высшие властные сферы. И та, и эта обладают полномочиями влиять на бюджеты и товарно-финансовые потоки, определять налоговые и таможенные ставки. И та, и другая помогают родителям формировать позитивный престиж страны (с разным эффектом, правда). И та, и другая втискивают в дипломатические миссии свои должности: Гульнара от Фонда культуры и искусств, Саида - от администрации президента.
Отличие в том, что Саида учла ошибки своей предшественницы и не выставляет свою роскошную жизнь публично, не участвует с попойках с представителями западного бомонда, не захватывает эффективные предприятия путем рейдерства. Она не имеет досье от уголовного правосудия ни в каких странах. Не прячет в офшорах свои капиталы (по крайней мере информации такой я не нашел).
Не вытягивает свою семью на политическую арену, в частности, супруга Ойбека Турсунова, который в рамках непотизма с 2017 года занимал должность заместителя главы управления делами Администрации президента. Данный пост, однако, не мешает ему заявлять о собе, как о предпринимателе. Многие называают его негласным магнатом, курирующим финансово-банковскую систему, торговые операции на транспортно-логистическом предприятии "Абу Сахий" (изъята у семьи Лоллы Каримовой-Тилляевой), индустрии гостеприимства (рестораны и отели).
Саида Мирзияева не вызывает отторжение и осуждение у общественности страны. Некоторые гражданские активисты и блогеры, правозащитники видят в ней институт власти, который способствует демократии, хотя в условиях коррупции и непотизма трудно говорить об этом. Политические послабления, которые имели место с 2016 года после смерти диктатора Ислама Каримова, имели ограниченный и кратковременный эффект. Шавкат Мирзияев - диктатор, несомненно, но не такой жесткий и кровавый как предшественник. Хотя на его руках уже есть кровь при подавлении выступлений масс в Нукуссе при защите своей Конституции.
Шавкат Мирзияев сохранил от Каримова преемственность семьи во власти. То есть его родные и близкие участвуют в государственном управлении и прилагают усилия сохранитьь власть "патрона". И, возможно, Саида Мирзияева - один из таких проектов, связанных с передачей власти по родственным узам.
Претенденты уже имеются: Туркменистан и Азербайджан, ныне такой процесс намечается в Таджикистане, проекты провалились в Кыргызстане и Казахстане. Но восточное общество дает условия для превращения республиканской власти в некую монархическую династию.
Уверен, что Саиду Шавкатовну готовят к президентской власти. Для этого расширяются ее полномочия, осуществляются встречи с именитыми и властными персонами за границей, налаживаются контакты с местными элитами. Если это произойдет, то Мирзияева станет второй женщиной - главой государства в Узбекистане (первой следует считать Ядгар Насреддинову, председателя президиума Верховного Совета Узбекской ССР) и третьей в Центральной Азии после Розы Отумбаевой в Кыргызстане, пришедшей к власти на волне революции.
В азиатских сообществах возглавляли правительства и государства следующие лица:
1. Индия
— Индира Ганди — премьер-министр Индии (1966–1977, 1980–1984). Одна из самых известных и влиятельных женщин-лидеров XX века.
— Пратибха Патил — президент Индии (2007–2012), первая женщина на этом посту.
2. Пакистан
— Беназир Бхутто — премьер-министр Пакистана (1988–1990, 1993–1996). Первая женщина — глава правительства в мусульманской стране.
3. Турция
— Тансу Чиллер — премьер-министр Турции (1993–1996). Единственная женщина-премьер в истории страны.
4. Южная Корея
— Пак Кын Хе — президент Республики Корея (2013–2017), первая женщина-президент.
5. Шри-Ланка
— Сиримаво Бандаранаике — премьер-министр (1960–1965, 1970–1977, 1994–2000). Первая в мире женщина — премьер-министр.
— Чандрика Кумаратунга — президент (1994–2005).
6. Бангладеш
— Халеда Зия — премьер-министр (1991–1996, 2001–2006).
— Шейх Хасина — премьер-министр (1996–2001, 2009–2024). Одна из самых «долгоиграющих» женщин-лидеров современности.
7. Непал
— Бидхья Деви Бхандари — президент Непала (2015–2023), первая женщина-президент страны.
8. Индонезия
— Мегавати Сукарнопутри — президент Индонезии (2001–2004).
9. Филиппины
— Корасон Акино — президент (1986–1992).
— Глория Макапагал-Арройо — президент (2001–2010).
10. Япония
— Санаэ Такаити стала премьер-министром в октябре 2025 года.
Но при этом существуют другие версии того, для чего Саиду Мирзияеву ведут к власти:
1. Она может стать регентом для своего брата Миралишера Мирзияева, которого могут путем политических игр сделать президентом.
2. Продвигает во власть Батыр Турсунов, свёкр Саиды, который с 2023 год является первым заместителем председателя Службы государственной безопасности Узбекистана, а до этого возглавлял Национальную гвардию. Предполагается, что этот человек руками невестки станет управлять республикой.
История человечества знает эти пути и знает, чем все заканчивается...
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.