Визит латиноса в Ташкент

Алишер Таксанов: литературный дневник

Так, так, еще не успели засохнуть следы моего визита в Асунсион в октябре текущего года, как спустя два месяца президент Парагвая Сантьяго Пенья совершил официальный визит в Узбекистан. Видимо, моя поездка в эту латиноамериканскую страну впечатлила его и он решил совершить ответную миссию, с целью узнать, а что на родине Алишера.
Это первый визит президента одного из стран Южной Америки в регион Центральной Азии. Ранее усопший диктатор Ислам Каримов посетил Бразилию с весьма туманными целями, ибо спустя 15 лет непонятны экономические результаты подписанных соглашений. Так, в 2009 году объемы внешней торговли составляли $181,6 млн., в 2024 году - $439,6 млн., из которых 90% - это узбекский импорт. То есть Ислам Каримов ездил в страну, "где много диких обезьян", за покупками.


А что же с визитом Пенья? Согласно официозу, "стороны уделили внимание увеличению объёмов взаимной торговли, развитию бизнес-контактов, реализации совместных проектов в областях сельского хозяйства, пищевой и химической промышленности, цифровизации, туризма и спорта". И еще: "присутствии лидеров состоялось подписание Протокола о завершении двусторонних переговоров по вопросам доступа на рынок в рамках присоединения Узбекистана ко Всемирной торговой организации и Меморандума о взаимопонимании о создании межмидовского механизма политических консультаций". Сами же президенты приняли Совместное заявление, которое я не нашел в печати.


1. Решил самостоятельно рассмотреть экономико-политическое состояние двух государств и что нас объединяет и разъединяет. Итак, ВВП в 2024 году у Узбекистана, согласно данным Всемирного банка, достигал $90,8 млрд. (72 место в рейтинге), у Парагвая - $42,9 млрд. (100 место), то есть более чем в 2 раза меньше. Но если рассматривать по другому показателю - ВНП на душу населения, то у Парагвая $6,2 тыс. (115 место), тогда как у Узбекистана - $2,3 тыс. (157 место), что в 3 раза ниже. Иначе говоря, жизнь в Латинской Америке лучше, чем в Узбекистане.
Что касается внешнеторгового оборота, то между странами в 2020 году он составил $130,2 тыс., в 2021 - $363,1 тыс., в 2024 году - $698,8 тыс., то есть по размерам слишком смехотворные, чтобы говорит о серьезных экономических отношениях. Впрочем, есть надел на будущее, раз подписаны бумаги.


2. Теперь по отдельности. Экономика Узбекистана, это:
- Основные сектора — сфера услуг, промышленность и сельское хозяйство;
- Узбекистан проводит реформы по переходу к рыночной экономике, модернизации производства и привлечению инвестиций в рамках Третьего Ренессанса и Нового Узбекистана. Переход длится 35 лет с момента независимости;
- Экспорт ориентирован на сырьё, продукцию сельского хозяйства, энергоресурсы (например, газ), а также химическую и лёгкую промышленность;
- Экономика имеет определенный рост, правительство делает акцент на инфраструктуре, цифровизации и улучшении делового климата, хотя многое еще под тенью коррупции;
- Значительная доля неформального сектора и теневой экономики (50% ВВП);
- Зависимость от сырьевых экспортов и необходимость дальнейшей диверсификации;
- По данным TradingEconomics, внешний долг Узбекистана в 2-м квартале 2025 года составил примерно $78,5 млрд., а согласно Центральному банку и министерству финансов, публичный (государственный) внешний долг Узбекистана по состоянию на осень 2025 года составлял около $36,7–36,8 млрд. Остальная часть внешнего долга — это корпоративные или «квазисуверенные» обязательства (долги предприятий и банков), которые не гарантированы государством, но часто имеют косвенную государственную связь.


3. Экономика Парагвая, это:
- Главный сектор — сельское хозяйство и животноводство (особенно соя и мясо), значительная часть экспорта приходится именно на эти товары;
- Есть перерабатывающая промышленность, но она обычно связана с аграрным сектором (пищевая, хлопчатобумажная и др.);
- Страна также является крупным производителем и экспортёром гидроэнергии (например, плотина Итайпу);
- Экономика сильно зависит от цен на сельскохозяйственные товары;
- Сильный неформальный сектор и реэкспорт товаров в соседние страны.


4. Объединяющие и отличающие экономические черты. Что между ними общее:
- Оба государства имеют важные сельскохозяйственные сектора и значительную долю занятости в агросекторе;
- Оба ориентированы на развитие экспорта сельхозпродукции;
- Экономики активно участвуют в международной торговле и стремятся улучшить инвестиционный климат.
В чем же различия? Прежде всего, масштаб экономики:
- Узбекистан — намного большая экономика по ВВП, есть тяжелая промышленность (автомобилестроение, тракторостроение, ремонт и обслуживание авиации, железнодорожного транспорта);
- Парагвай — небольшая по размеру, но с более высоким ВВП на душу населения, тяжелой промышленности практически нет.
По структуре:
- Узбекистан более диверсифицирован: услуги, промышленность, сельское хозяйство;
- Парагвай — аграрная экономика с более узкой специализацией.
Темпы роста:
- Узбекистан показывает темпы роста в 6-8% в год благодаря внешним взаимствованиям и денежным трансфертам гастарбайтеров, строительства жилья и экспорта;
- Парагвай растёт умеренно - около 3–4%.


5. Политические системы — общее и различия. Это важно понимать, так как государоства прошли различные исторические этапы и находились не всегда в одинаковых условиях.
Начнем с Узбекистана:
- Форма правления: суверенная демократическая республика с системой разделения властей: законодательная, исполнительная и судебная. Это в теории. В практике две ветви власти подчинены исполнительной. Демократия является условной;
- Парламент — двухпалатный (Олий Мажлис), в котором представлены картонные и зависимые партии;
- Президент — глава государства и исполнительной власти, избирается на семилетний срок;
- Режим: от абсолютной диктатуры при Исламе Каримове (1991-2016) до умеренной при Шавкате Мирзияеве (2016 по настоящее время);
- Сильный контроль со стороны репрессивных органов, люстрация силовых структур проведена частично;
- Высокий уровень коррупции и непотизма.
6. Теперь Парагвай, это:
- Форма правления: представительная демократическая республика с чётким разделением властей;
- Президент — глава государства и правительства, избирается на пятилетний срок. Страна пережила тридцатилетнюю диктатуру Альфредо Стресснера, у которого в системе власти были нацистские преступники;
- Законодательная власть — двухпалатный Конгресс (Сенат и Палата депутатов);
- Сильная многопартийность и конкурентные выборы, хотя сильно влияние партии Колорадо (которая при Стресснере была единственнной, как КПСС в СССР);
- Существует коррупция.


7. Конституции стран. Они менялись в историческом периоде у двух государств. Так, если считать все конституции на территории Узбекистана, включая советский период, то картина такая:
- Конституция Узбекской ССР 1927 года. Это первая конституция республики, принята после национально-территориального размежевания;
- Конституция Узбекской ССР 1937 года. Принята по образцу сталинской Конституции СССР 1936 года;
- Конституция Узбекской СССР 1978 года. Принята по образцу Конституции СССР 1977 года («брежневской»);
- Конституция Республики Узбекистан 1992 года. Это первая конституция независимого государства;
- Новая редакция Конституции 2023 года. формально считается новой редакцией, но по масштабу изменений фактически близка к принятию нового основного закона.
Итого по узбекистану 4 разные конституции (1927, 1937, 1978, 1992), плюс крупная новая редакция 2023 года и и многочисленные поправки к Конституции 1992 года (около 15 пакетов изменений до 2023 года).


8. Конституция Парагвая: страна получила независимость в 1811 году, и с тех пор её основной закон несколько раз менялся. Исторически Парагвай принял ряд конституций, и действующая конституция 1992 года является шестой по счёту с момента независимости. Вот ключевые этапы:
- Конституционный регламент 1813 г. (первые попытки);
- Конституция 1844 года;
- Конституция 1870 года;
- Конституция 1940 года;
- Конституция 1967 г. (с поправками, в том числе значительная поправка 1977 г.);
- Конституция 1992 г. (и с последующими правками, например 2011 г.).


9 Общее и различие у двух государств:
- Узбекистан не сделал оценку исторического прошлого - диктатуры Ислама Каримова. Парагвай оценил деятельность А.Стресснера и решил не повторять таких ошибок: президент избирается исключительно на один срок на 5 лет;
- В Узбекистане с момента независимости существовала официальная цензура, ныне - неофициальная, преследуются блогеры и независимая пресса. В Парагвае после свержения диктатуры Стресснера масс-медима стали свободными;
- В Парагвае существуют политики и независимые партии. В Узбекистане нет политиков, есть чиновники в партиях и движениях, в парламенте, которые не являются политическими фигурами;
- В Узбекистане государство финансирует официально зарегистрированные политические партии. Система государственного финансирования существует с 2005 года, и партийные организации получают субсидии из бюджета на свою уставную деятельность (например, зарплаты, офисы, административные расходы). В 2024 году закон усилили: суммы, выделяемые из бюджета, увеличены с 2 % до 2,5 % базовой расчётной величины, умноженной на число избирателей на последних выборах в нижнюю палату парламента. Средства распределяются между партиями поровну и пропорционально их представительству в парламенте;
- В Парагвае, согласно избирательному законодательству, партии не должны получать прямые государственные средства или ресурсы для своей деятельности или кампаний. Это часть правил, направленных на равные условия для всех политических сил. Закон также требует отчётности о доходах и расходах партий и их кампаний, и запрещает использование государственных ресурсов для преимущества одной партии над другой;
- Парагвай пострадал во время войны 1864-1870 годов в войне против Бразилии, Аргентины, Уругвая. Страна потеряла до 50–60% всего населения, погибло до 80–90% мужчин призывного возраста. Плюс утрата около 140 тыс. кв. км территории;
- Государства на территории современного Узбекистана перестали существовать после оккупации Российской Империи и Октябрьской 1917 года революции в России. Узбекистан участвовал во Второй мировой войне против Германии и его сателлитов (погибло 500 тыс. граждан из 1,5 млн. ушедших на фронт). Узбекистан вмешался в гражданскую войну в Таджикистане в 1992 году. Ташкент ныне содействует войне России против Украины, поставляя товары двойного назначения, нитроцеллюлозу, позволяя рекрутировать узбекских граждан.


Таким образом, визит президента Парагвая Сантьяго Пенья в Узбекистан - это встреча двух государств с неодинаковыми ресурсами, политическими и экономическим условиями. Одно из общих тенденций: страны страдают от коррупции.



Другие статьи в литературном дневнике: