Непотизм Саиды

Алишер Таксанов: литературный дневник

Итак, вернемся к интервью Саида Мирзияевой, помощника президента Узбекистана, которое она дала узбекскому блогеру. Конечно, в ее интервью много напыщенности, самолюбования и самопиара, мол, какая я трудолюбивая, хорошая, даже хлопок когда-то собирала, не имею права на ошибку и служит лично папе, то бишь президенту. Это было представление народу, кто она такая и связана с отцом.
Налицо факт непотизма, что является формой семейственности, клановости и коррупции в органах власти. Рассказыывая о том, как они с Шавкатом Миромоновичем продумывают реформы и их ренализуют, она не замечает, что подверждает участие семьи в государственном управлении. И она подробно говорит о том, что она с командой, о котором не сказано ни слова (а кто они такие?) разрабатывает стратегию для страны и спускает для исполнения в правительство. Она в ручном управлении решает срочные проблемы, как загазованность Ташкента, плохая медицина на местах, проверяет желеднодорожные узлы, встречается в Риме с Понтификом, с президентами других стран. Получается так, что Саида Шавкатовна - не просто сотрудник Администрации, а человек, наделенный полномочия президента и обособленный политик.
Однако ситуация не совсем прозрачна. Саида Мирзияева - глава Администрации президента. А эта структура - производна от конституционных полномочий президента. Это ключевая точка. В статье 109 Конституции Узбекистана перечислены персональные полномочия президента, и прямо сказано, что он образует и возглавляет Администрацию Президента (п. 24), не вправе передавать исполнение своих полномочий другим органам или должностным лицам. Следовательно, Администрация не является самостоятельным органом публичной власти и не обладает собственными конституционными полномочиями. Она существует исключительно как аппарат.


Из логики статьи 109 и конституционного права в целом Администрация Президента — это аппаратное, вспомогательное, обеспечивающее образование, которое:
- готовит материалы,
- организует работу,
- координирует,
- аналитически сопровождает,
- контролирует исполнение поручений, но не подменяет собой органы исполнительной власти.
В статье 109 нет слов «разработка государственной политики», «реализация реформ», «отраслевое управление», «управление экономикой / социальной сферой», рейды по больницам и цехам, встречи с главами государств и правительств, назначение своих помощников посланниками в другие страны, нет делегирования функций Кабинета Министров и нет упоминания о замещении министерств и ведомств. Поэтому все отраслевые функции: экономика, финансы, здравоохранение, дипломатия, экология, образование, транспорт, энергетика, по конституционной логике относятся к исполнительной власти, прежде всего Кабинету Министров.


Иначе говоря, Администрация может (имплицитно, как аппарат):
- готовить аналитические справки для Президента;
- формировать варианты решений, а не сами решения;
- обеспечивать межведомственную координацию по поручению Президента;
- мониторить исполнение указов и поручений;
- готовить проекты указов, обращений, посланий, инициатив Президента.
Но принципиально, Администрация не может выступать как “теневое министерство” или “надкабинет”.


Таким образом, Саида Мирзияева перетягивает на себя несвоейственнные сотруднику Администрации президента полномочия. Это абсолютизация и, простите, узурпация власти. Помощник - это не политик, а аппаратный чиновник, но нам выставляют именно образ самостоятельного или подсамостоятельного политика, обслуживающего президента. Через свою речь как об отце - трудолюбивом и справедливом человеке, Саида Шавкатовна пытается внушить народу, что он для всех в стране - Отец нации или Дода-2 (первым, как известно, был Ислам Каримов).
Все острые вопросы Саида Мирзияева просто обошла. Это был фантик, блестящая и яркая мишура, просто в политической плоскости.



Другие статьи в литературном дневнике: