Дубровский - не Love Story«Дубровский» – фильм очень атмосферный, это (в моих глазах) самая сильная экранизация Пушкина в советской и постсоветской Истории. Слово «гений» ныне заболтано, как и «духовность», но оба этих качества связаны с отсутствием второстепенности в произведении – любые эпизоды наполняются смыслами. В первой сцене, прологе к конфликту выдающиеся актёры Владимир Самойлов (Троекуров), Анатолий Ромашин (князь Верейский) и Кирилл Лавров (старший Дубровский) вовсе не вип-персоны на званом приёме в поместье Троекурова. Это встреча российского самодержавия (Троекуров) с просвещённой европейской монархией (Верейский) и зарождающимся либерализмом (Дубровский-ст). Она изначально не сулит никаких добрых плодов и просто минимального взаимопонимания для худого, но мира. Для европеизированного князя эпатаж и шалости Троекурова – фольклорные причуды богатого помещика: он совпадает с ним в глобальных смыслах, но чужд его антуража эстетически. Совсем иное – старший Дубровский. В глубине души, Троекуров отдаёт себе отчёт о том, что его сослуживец и бедный сосед-дворянин глубже и умнее; бессознательно, но он пытается купить его расположение: подрос твой Володька, выдам за него мою Машку, пусть ты и беден, брат. На что Дубровский даёт классический ответ совестливого либерала: негоже бедному дворянину брать богатую девицу из знати, каждому – своё (в переводе на современный язык – лучше по любви и без социального неравенства). Троекуров именует это «гордостью», внутренне утешая себя тем, что на самом деле Дубровский хочет породниться с таким богатым соседом, но соблюдает рамки приличия. Революция – всегда конфликт элит, пускай даже с разным достатком и воспитанием. Троекуров требует от остальных лишь одно: слушайтесь во всём меня, и всё у вас сложится благополучно. Дубровский протестует: свобода воли – священна, разница достатка – не повод для публичного унижения соседа (конфликт на псарне). Он уезжает и бросает Троекурову заведомо неравный вызов, который приведёт к проигранной судебной тяжбе и скорой смерти после паралича. Для осознания пропасти важно понимать, что Троекуров – не конформист, который поёт осанны «Гром победы, раздавайся!» и не лицемер – он искренне почитает абсолютную монархию как божественную иерархию. Да, его подводят грубоватые манеры и неотёсанность, но этот человек – не лжец, а убеждённый самодержец. В конечном итоге, он собирается примириться с Дубровским и не отбирать Кистенёвку – мол, погорячился, брат, но уясни мой урок. Разумеется, Дубровский, будь он даже в полном здравии, этот жест Троекурова отверг бы. Побеждают, в конечном итоге, ни монархия, ни либерализм. Прекрасная Марья Кирилловна уезжает в Европу с князем Верейским – подальше от взаимно глухих, кровопролитных и потому бессмысленных споров на Руси. В черновиках к незаконченной второй части «Дубровского» она встречается с Владимиром где-то в Париже уже после смерти одряхлевшего князя Верейского. Пушкин не дописал эту историю – вероятно, не зная, как её разрешить иначе, чем у Онегина и Лариной. Соль Дубровского для меня в том, что внешний конфликт – лишь неловко и как-то вздорно вырвавшаяся наружу разница эстетических ценностей. Для кого-то подлинная поэзия – стихи Державина и Хомякова, а свобода воли – фантазии бедных идеалистов, начитавшихся французских романов. Этот Мир устроен так, а не иначе – и горе тому, кто с ним не согласится, даже другу и сослуживцу. После крика «на Кистенёвку!» Троекуров в экранизации негромко произносит подлинную исповедь – «тошно мне!». Такова расплата за самодержавие, и никакие суды не станут страшнее вот этого ощущения собственноручно выжженного пространства вокруг, в котором уцелели лишь хамящие под защитой барина крепостные и услужливые холуи Шабашкины с прочими Антонами Пафнутьевичами. PS для инициаторов сноса памятника Пушкина в Риге: вы его не читали по-настоящему, как и «либерал» Кудрин, увидевший в «Дубровском» лишь механизм рейдерского захвата. Либерал Владимир Дубровский не спустит курок – ни на Троекурова, ни на Верейского. Нынешние «либералы» палят по памятникам тех, кого никогда не прочли по-настоящему. © Copyright: Константин Жибуртович, 2023.
Другие статьи в литературном дневнике:
|