Из кухонных бесед

Константин Жибуртович: литературный дневник

AI (Artificial Intelligence, общепринятая аббревиатура для ИИ — искусственного интеллекта) – предмет научной дискуссии и совещаний по вопросам глобальной безопасности. Майский опрос, проведенный Reuters/Ipsos, показал, что почти две трети американцев считают, что ИИ представляет опасность для человечества. И тем не менее охотно пользуются новыми программами. Самая изящная метафора сегодня звучит так: ИИ способен встать вровень с новым печатным станком (для человечества на той эпохе развития) и атомной бомбой.


Открывая слушания в подкомитете по защите конфиденциальности, технологиям и праву, сенатор Ричард Блюменталь, демократ из штата Коннектикут, в начале слушаний запустил запись: программа ИИ не только написала ему текст выступления, чётко отразив его позицию в этом вопросе, но и наговорила его голосом сенатора.



******



Насчёт голоса я могу поверить. А вот текст – увы. Хотя я допускаю, что в лексиконе сенатора сплошь распространённые и политкорректные слова и речевые обороты, что значительно упрощает задачу ИИ. Но метод перебора всех предыдущих речей и в этом случае работает лишь отчасти – невозможно предсказать не только точный лексикон, но и интонацию человека, реагирующего на то или иное событие.


– Вопрос развития технологий, не более того, спокойно произносят те самые «физики». Тогда, с надвигающимся быстрее наркоза холодком в сердце, я привычно обращаюсь к лирикам.


«Ты можешь написать откровенную ерунду или просто слабый текст, но я никогда не спутаю тебя с кем-то иным», отвечает первая из опрошенных. Возражения «это потому, что ты читаешь меня лет 7» не принимаются: «ИИ, произносит друг, качественно моделирует только стандартные вещи, от построения фраз до игры в шахматы, как понятный тебе пример».


Произнося в ответ «я тоже тебя не спутаю с кем-то» (что чистая правда), я продолжаю примерять на себя роль физика – «в 60-70-е годы было в принципе невозможно предположить, что шахматные программы достигнут нынешнего уровня игры. Так и ИИ однажды освоит алгоритм смены интонации текста и научится моделировать его в любом ключе, учитывая индивидуализм автора».


– Но ты сам прекрасно знаешь, что владение всеми навыками – ничто без ощущения уместности их применения. Говорим ли мы о музыке, поэзии, прозе, побеждает меня давний друг («потому что ты очень хотел проиграть в этом диалоге», подсказывает внутренний Фрейд).


За окном в краткой июньской ночи кто-то коряво поёт Цоя. Не сомневаясь, что ИИ сделает это лучше (только вбейте в оперативку все альбомы) я завариваю чай и перефразирую Некрасова – к счастию, жить в эту пору прекрасную уже не придётся – ни мне, ни тебе.


Что эгоистично примиряет с нашим Сегодня.




Другие статьи в литературном дневнике: