Негоже у престола стоять певцу

Константин Жибуртович: литературный дневник

В этой записи, небольшой перекличке с дневником от 24 июня – ещё несколько абзацев о навсегда оборванных былых связях – и не из-за обид или личных амбиций. А по совершенно объективным и неизбежным причинам.



******



Когда человек, много лет работающий со словом, употребляет уничижительные характеристики «ботаники», «интеллигенты» и насмешливо пишет о прочих очкариках и скрипачах – мол, послушайте меня и соглашайтесь своими ничтожными умишками на Империю, в идеале на полсуши, а не 1/6 часть, как прежде, я понимаю несколько вещей.


Ну, первое и самое простое: о его внутреннем состоянии и сумме тайных и явных желаний – себя-то он, наверняка, мнит кем-то вроде советника будущего императора, пишущего стихи как скрижали. То есть не «ботаник», не «интеллигент», не какой-то там презираемый идеалист-шестидесятник, а Поэт. С правильной духовной маркировкой. Лучше при дворе и при деньгах, а не на старом диванчике при романтике ночной кухни.


Это обесценивание внешне слабых, награждаемых снисходительными эпитетами, случается, когда разочарован во всех и вся, веруя лишь в силу клинка и свой избранный круг «таврических» особ. Дело-то (глубинно) не в его взглядах, флагах и даже ценностях, а в том, что этот кружок авангардистов никакого отношения к реальности не имеет, если пообщаться с образованной молодёжью от 17 до 30-ти или с созидающей частью социума.


И второе: ничего эти «таврические особы» никогда не построят, дай им хоть ещё 100 лет жизни, а так и будут баловаться второсортным авангардом («стишатами», по точному эпитету Бродского) в творчестве и мессианской утопией в политике, не говоря уж об их вечном неофитстве. Балаболя в соцсетях, по сути, одно и то же и слыша только самих себя.


Поскольку их подлинный пароль к взаимопониманию и маркировка принадлежности – вовсе не Империя, Церковь или поэзия, а ненависть. К Западу, англосаксам (на уровне тотальных обобщений), либерализму, демократам, католикам, протестантам – и далее по списку. Так себе топливо для жизни, но оно придаёт ей хоть какую-то энергетику и смыслы.


Когда вся эта фантасмагория терпит фиаско, ни о каком признании ошибок речи не идёт (покаянии – тем более). Наготове философский закос «а, всё равно помирать однажды!», который выдаётся за добродетель на миру (в соцсетях). Это, конечно, упрощённая схема, но суть ясна.


К счастью или несчастью, но Библия, как и мировое искусство, наполнены диалектикой. Тех, кто не осознаёт хотя бы часть её законов, Писание и любая форма творчества может покалечить, а не преобразить.


Лишь бы не утащили за собой слишком много доверчивых душ. А так – пусть эстетствуют в своих мирках.



Другие статьи в литературном дневнике: