Реплика

Константин Жибуртович: литературный дневник

Володя Берхин:


Есть люди, почитающие своим прямым долгом доносить до всех и каждого, что всё очень плохо, надежды нет, а уповающие на лучший исход - просто самообманываются.


Причём это для них именно религиозная истина - напомнить миру о том, что он во зле лежит, что тщетны ожидания счастья, что бесполезны князи и сыны человеческие, что мир груб и непригляден, подл и кровав.


Я таких людей понимаю. Вот только их проповедь - это вообще не о том, о чем Евангелие.


Евангелие - это радостная весть. И если в проповеди нет радости - то это не евангельская проповедь.


А что мир мрачный и грустный - так он всегда такой был. И не надо делать вид, что кто-то этого не знает. Все знают.


Ты поди докажи, что надежда у нас есть. Вот тогда я тебя слушать буду. А башкой об стену я и сам могу. Опыт большой.


******


Именно так. Я давно не интересуюсь «искателями духовности», о коих высказывался ещё Шмеман в своих дневниках. Как-то так получается, что там пик добродетели – Раскольников, который наворотил делишек на 10 жизней, встретил неофитку, а в финале сидит на берегу примерно в отроческом духовном возрасте (даже не в юном) и медленно прозревает.


Ты раскрой то, что тебе дано (а дано каждому) без вселенского нытья. Расскажи, спой, нарисуй, напиши. Увлеки чем-то достойным. А не вечным бу-бу-бу про Мир во зле с самолюбованием о грешном недостоинстве.


Куда там. Уныние, обрядоверие, гуруизм и ожидание чудес в привычной луже. И непременное «души прекрасные порывы». Души – это глагол.




Другие статьи в литературном дневнике: