Айда на Щелкунчик!

Константин Жибуртович: литературный дневник

Читаю реплики с умилением в голосах, которое я чувствую даже через текст: Москва ломится на новогодний балет «Щелкунчик». Многочасовые очереди, билеты у перекупщиков на лучшие места – до двухсот тысяч рублей. Не за колбасу, мол, страдают в очередях и не за халявный тур в Турцию. «Щелкунчик», Чайковский, Гофман и все-все-все.


У меня всего пара вопросов, даже если человек считает, что «ломиться на культуру» – это нормально. Кто раньше проснулся и способен дольше простоять в промозглом ноябре, меньше бегая в туалет – тот и окультурился. Естественный отбор, да.


Но вопросы иные. У нас музыка Чайковского часто звучит в эфире FM-радиостанций? Про день рождения Гофмана упоминают где-нибудь, кроме телеканала Культура? Постановщик «Щелкунчика» и балерины театра так же узнаваемы в народе, как какой-нибудь Газманов или Шаман?


Наконец, какой процент счастливых москвичей, побывавших на новогоднем балете, напишет внятную заметку в соцсетях, и не на тему «костюмы красивые, музыка классная, ёлка у входа вообще отпад, дети в восторге!».


Три процента. Из них две трети – театраловеды. И ничтожное количество людей, коим значим балет в любой день жизни.


Всё иное – вариации на тему «я не лох, ходил в Большой на балет 31 декабря!». Да-да, каждый год в этот день мы с друзьями ходим в баню. А ещё, у меня есть новые книги Пелевина и Сорокина. Потому что жажда – ничто, имидж – наше всё.


И прошу, не подсовывайте мне балет из Мариинки или провинции. Только Большой театр. И желательно, чтобы Путин там тоже появился.


Мне возражают, что театр сам искусственно создаёт ажиотаж, ставя «Щелкунчик» всего две недели – перед и после Нового года. Увы, дело не в этом. 1 февраля «Щелкунчик» никому не нужен, потому что «мы с друзьями ходим в баню 31 декабря».


Потом умные священники искренне удивляются, отчего для очень многих обряд насущней смыслов (как пример). Или желание любой ценой приобщиться к бренду.


Помимо всего прочего, это старая советская привычка. «Я отстоял». «Я достал».


Удачи ценителям прекрасного. И не попасть после бани в Ленинград.



Другие статьи в литературном дневнике: