О простой истине

Константин Жибуртович: литературный дневник

Гус Хиддинк вовсе не был везунчиком, гением интуиции и даже незаурядным психологом, при всех способностях к доверительной педагогике, смысл которой – показать, увлечь, заинтересовать, а не пугать бременем ответственности. Хотя всё это в нём и присутствовало, но мало что объясняет, учитывая успешный опыт работы сразу в четырёх несхожих пространствах – на родине в Нидерландах, в Южной Корее, Австралии и России.


Сейчас из воспоминаний игроков многое уточняется. И становится ясным – что привычно – на дистанции десятка лет.


Ну, вот вам рутинная ситуация. На сбор главной команды страны съезжаются игроки разных клубов – и российских, и зарубежных. ЦСКА и Спартак люто конкурируют друг с другом. Спортсмен – не биоробот, чтобы нажать на кнопочку в организме и забыть на несколько дней все распри и контексты.


И Гус вводит простое правило. В первый день сбора можно вдоволь потрепаться о клубных делах. Лучше с добрыми шутками. Но услышу про «Спартак – ЦСКА – Зенит – Локомотив» через 24 часа, буду штрафовать за посторонние разговоры, вредящие общему делу. Невзирая на личный демократизм.


Именно так, в данном случае. Калёным железом все эти междусобойчики. В диснеевской картине о хоккее «Чудо» главный тренер сборной США Херб Брукс в первые дни формирования Олимпийской сборной регулярно спрашивает парней: за кого играешь? – За университет Бостона. – За университет Миннесоты. И так далее. Курт Рассел великолепно передаёт на экран иронию и презрение одновременно, слыша такие ответы. И методично уничтожает в игроках эту местечковость.


Только так рождается Команда. Объективное отношение к каждому, безотносительно биографии, клубной эмблемы и географии. По талантам и способностям.


Кстати, становятся излишними тренинги и прочие комсомольские собрания. Игроки прекрасно видят, что тренер к ним объективен.


Это же так просто, да? Но ни у кого из отечественных тренеров, включая Бескова – Лобановского, так не получалось. Свои – нейтральные – сторонние. И речь не только о советских и российских специалистах. Дик Адвокаат уже в сборной России, вспоминает Роман Павлюченко, вовсю своячничал с прекрасно знакомыми ему игроками питерского Зенита. На контрасте с Хиддинком это выглядело особенно отталкивающе. Не тот уровень, мистер Адвокаат. Не тот масштаб.


И простая истина. Прежде, чем стяжать добродетели гения тактики футбола и крёстного отца игроков, научись малому. Работать без вкусовщины.


Особенно, если хочешь, чтобы твои парни – в нужный момент игры – вытаскивали из себя неведомые прежде ресурсы без кнута, накачек и истеричных окриков тренера.



Другие статьи в литературном дневнике: