Из Аризоны в Солт-Лэйк-Сити

Константин Жибуртович: литературный дневник

Чтобы запустить хоккейный проект в Сочи, Техасе или Аризоне требуется топ-менеджмент, и только деньги ничего не решают. Потому что – спросите у молодых парней на подходе к профессиональному хоккею – где они мечтают играть? В Монреале, Торонто, Нью-Йорке, Бостоне, Москве и Питере, но не на Юге, пусть даже с экспортированными сюда классными игроками, но с отсутствием хоккейных традиций.


В этом смысле, Далласу и Вегасу с менеджментом повезло. Аризоне (или Сочи из КХЛ) – нет.


Аризона (в прошлом Финикс) вообще самая непутёвая организация НХЛ. Местные «Койоты» по совокупности сезонов – слабейшая команда Лиги. В 2009 году над клубом нависло банкротство – спас глава НХЛ Гэрри Бэттмэн, и Лига взяла команду на частичное содержание. В 2021 году власти Глендэйла, приютившие Аризону на современной 20-тысячной ледовой арене сообщили, что сезон-2021/22 станет последним для команды на «Хила Ривер». После этого «Аризона» переехала в Темпе: арена для студенческого хоккея всего на 5 тысяч мест.


Более того, в штате Аризона две трети жителей проголосовали против возведения спортивного комплекса для нужд команды НХЛ и местного бизнеса. Что стало последней каплей для руководства НХЛ – 18 апреля клуб продан новому владельцу Райану Смиту из Солт-Лейк-Сити и новый сезон в октябре начнёт в штате Юта.


В этой истории мне интересны несколько моментов.


На днях экс-генменеджер многих клубов НХЛ Брайан Бурк высказал своё недоумение решением руководства НХЛ: «это просто смешно, что собираются свернуть деятельность в городе с населением 6 миллионов человек и переехать в город с населением 1,5 миллиона, или сколько там у Солт-Лейк-Сити? Где никогда не было профессиональной команды НХЛ!».


Между тем, пока строится 20-тысячная арена (будет готова к сезону 2025-2026 года), команду приютит спортивный комплекс «Дельта Центр», обитель клуба НБА «Юта Джаз». Арена вмещает 18. 306 зрителей для баскетбола, 14. 000 для хоккея с шайбой и мини-футбола и 20. 000 для концертов.


И вот вам факт номер один про всего-то полуторамиллионный рынок. За первые три дня продаж сезонных абонементов НХЛ выкуплено 11 тысяч. При том, что это не Мэдисон Сквер Гарден в Нью-Йорке, средняя цена «сезонки» в Солт-Лэйк-Сити всё равно не ниже 450-500 тысяч, в переводе на наши рубли. И уже понятно, что попасть на хоккей в Юте, не позаботившись заранее о сезонках и билетах, будет проблематично.


Причём, не только в дни тех игр, когда сюда приедут лица современной НХЛ – Макдэвид, Панарин, Кучеров, Мэттьюз и другие. Аншлаг практически всегда.


Здесь выясняется, что суть не в количестве, а качестве аудитории. В штате Аризона на хоккей не придут мексиканские эмигранты, процентов 90 темнокожего населения, а также любители боготворимых здесь баскетбола и американского футбола. Вот уже три десятилетия НХЛ расширяет рынок, сражаясь с истиной о том, что хоккей весьма зависим от географии, климата и традиций региона.


В штате Юта – совсем иная история. Куда более суровый климат, вдвое меньшее количество развлечений и большее уважение к спорту и спортивному образу жизни. Плюс, память о популярном хоккейном турнире с участием элиты НХЛ на Олимпиаде в Солт-Лэйк-Сити 2002 года.


Здесь и выясняется, что Райан Бурк неправ в своей тираде о переезде в якобы худший регион. На деле, его уклад и менталитет лучше соответствует хоккею, а новый владелец команды Райан Смит выкупает Аризону у НХЛ за миллиард долларов, плюс бонус – 300 миллионов, которые поделят равномерно между 31 клубом Лиги.


При реальной рыночной стоимости нынешней Аризоны не выше 600 тысяч $. (Это не команда Оригинальной Шестёрки НХЛ и не успешный стартап, как Вегас). Так покупают бросовые акционные бумаги, понимая, что через несколько лет эти вложения оправдаются и принесут прибыль.


Вся эта история вызывает куда больше понимания, чем отечественная – давайте снова дадим денег из бюджета клубу Сочи, потому что современная «Фишт-Арена», возведённая к Олимпиаде 2014 года, не должна простаивать. Пускай на ней играет вечно-нерентабельный аутсайдер.


Ничего не изменится. Ближайшее место, куда я могу приехать на относительно классный хоккей – Тольятти. В Сочи едут совсем не за этим, и аборигенов, как и в Аризоне, интересуют двести вещей наперёд хоккея.


Эффективный бизнес – он, в том числе, о понимании таких вещей.



Другие статьи в литературном дневнике: