Рынок всех расставил

Константин Жибуртович: литературный дневник

– Ну, говорят мне, ненавидя/не любя/иронизируя над нашумевшим фильмом – нельзя сводить всё только к алчности реформаторов 90-х. Ты что же, считаешь, что у этих людей не было идеалов, как у Джорджа Вашингтона, Томаса Джефферсона или Авраама Линкольна? Или Ленина и Робеспьера?


Верно, идеалы были. Даже скрижали. Вот они:


Мир делится на волков и лохов;
Рынок всех расставит;
Каждый зарабатывает ровно то, чего стоит;
Покажи мне материальные результаты своих трудов;
Хороший парень/девушка – не профессия;
Никто не мешает врачам-учителям и прочим гуманитариям сменить род занятий и разбогатеть, как и не жить в условном Воронеже или Оренбурге (после этих слов примерно 100 миллионов засобирались жить в Москве, надо полагать).


То есть, безграмотная абсолютизация роли денег – во всём. Под музыку «про демократию». И даже боязнь коммунистического реванша Зюганова – она про деньги, а не моральные принципы. Мигом потеряем то, что имеем и не успели запрятать в офшоры. Да и вообще, ближе к 2000-му всё неспешно обсудим и подтолкнём деда Бориса к «правильному выбору» преемника.


Так трудно принять, что поколение не старше сорока не желает – ни жить так само, ни содержать на свои налоги такую власть. И, повторюсь, задаёт один глобальный вопрос: как нам жить, чтобы не стать похожими на вас, комсомольцы 90-х?


Да, и ещё раз. Для меня это была замечательная эпоха по нескольким причинам – я был молод, мне повезло много лет заниматься чистым творчеством без цензуры (заслуга Горбачёва, а не Ельцина) и я умел абстрагироваться от всех этих березовских, насколько это в принципе возможно.


Но вот этих «рыночных комсомольцев» с болтологией «о демократии» я помню прекрасно. И посмеиваюсь над их отлакированными мемуарами из Майами.



Другие статьи в литературном дневнике: