90-е

Константин Жибуртович: литературный дневник

В начале 90-х, ещё студентом, я подрабатывал в частной типографии. Дела у неё шли успешно, потому что она выполняла заказы и на цветную продукцию любого формата в сжатые сроки. Платили вовремя и недурно, пару раз даже в долларах. Бабушка работала учительницей до 1997 года. С огромным стажем и надбавками.


Мы не голодали, это точно. Оплачивали все счета – и это при неполной, мягко говоря, семье. Я рано повзрослел – наверное, да.


С 1994 года я вообще получил возможность заниматься творчеством (на радио), и с каждым годом возможности только росли. Не финансовые, а творческие. А финансово – на хлеб с маслом, оплату счетов, отпуска и на «вот эту бы девушку встретить, проводить, поговорить» хватало тоже.


Я не жил в аквариуме, но и не торговал на вещевых рынках. Бандитов – реальных – встретил всего несколько раз. Одни меня перепутали с другим человеком, дожидаясь в девятке и уже запугав охранника. Недоразумение прояснилось быстро и не без юмора. Другой видный бизнесмен обещал в прямом эфире посадить Ельцина и катать в клетке по Москве, как Емельяна Пугачёва. А один предприниматель в конце часового ток-шоу предупредил, что сейчас обратится к лидерам криминальных группировок Самары, чтоб отстали от его бизнеса. Я включил дипломата, объяснил, как смягчить текст, потому что это эфир и заменил слова «по фене» на нормальные. Опять – никаких проблем: «ну, ты, типа, книжный человек, валяй!».


Вот и всё «сотрудничество» с криминалом. В нём – ни страха, ни отчаяния. Я прекрасно знал, что птица совсем не того полёта, чтобы попасть в сферу их интересов. Так, изредка пересекаемся. (Один, в подпитии, обещал увезти меня в лес, если не поставлю его любимую песню, а потом звал выпить в сауне). И тэ дэ )


Всё написанное не значит, что любя себя тогдашнего и своё призвание, я буду идеализировать или просто обелять ту власть. Нет, это комсомольцы, эволюционировавшие в законченных циников, а кто и в чудовищ.


Во второй части нашумевшего фильма мне запомнилась запись телефонного разговора перед «выборами» 1996 года Березовского и Абрамовича. Борис – больной человек, чей наркотик – всё время инициировать заварухи в высших эшелонах власти и наслаждаться нахождением в эпицентре. Абрамович, как человек умный, отвечает шефу так, чтобы тому понравилось всё, от формулировки до интонации. Березовский возбуждается. Скоро зарычит.


Я не уполномочивал – ни его, ни других комсомольцев – делать себя и миллионы сограждан заложниками этих игрищ.


И то, что я уцелел, никак не смягчает моих оценок.



Другие статьи в литературном дневнике: