Осторожно, субъективно!Не публиковал это к дате 1 сентября, так как не люблю инфоповоды. Но теперь можно. Советская система образования, и прежде всего школа, вполне уверенно и методично оставляла личности совсем немного шансов осознать себя и свои таланты. Все маяки в моей жизни были никак не связаны со школой. Настолько, что я бесконечно удивлялся даже их косвенному упоминанию на уроках. Рафаэль Сабатини? Для внеклассного чтения лучше Симонов или Достоевский (угу, в 4-м классе). Артур Конан Дойл? И это в то время, когда ты не прочёл труд Ленина «Лев Толстой как зеркало русской революции». Джон Толкин? У нас есть свой замечательный Беляев, зачем тебе этот англичанин? С детства меня интересовали хоккей и футбол, класса с шестого – противоположный пол. Профессиональный спорт был табу, потому что на уроках физкультуры ты стоишь в шеренге, бежишь кросс или на лыжах, подтягиваешься для норм ГТО, метаешь тяжеленный мяч и прыгаешь через коня. Игровые уроки – а что это такое? Противоположный пол в русской литературе вызывал в романтичном возрасте отторжение. Все эти Ларины, Троекуровы, Настасьи Филипповны, Сонечки Мармеладовы, Наташи Ростовы и Одинцовы. Дело дрянь. Полюбить некого. Нет – ни Бекки Тэтчер из Марка Твена, ни Арабеллы Бишоп у Сабатини, ни толкиеновской Галадриэль. Сборник помятых тётушек, ищущих духовность исключительно через сумму личностных глупостей. Что-то забрезжило от Пушкина («Барышня-крестьянка»). Немножко от Валентина Катаева («Белеет парус одинокий»). Ненадолго. Снова – грибоедовские софочки и снова унылые мармеладовы. Захотелось протеста, как в картине «Вам и не снилось». Стены школы не реагировали. Я начал отвратительно учиться и смотреть в окно, где была жизнь, в отличие от бубнящих учителей у доски. Потому что насмотрелся такого вдоволь с младых лет, рождённый в педагогической семье. И сегодня несчастные мамы и папы, как в превью к материалу на Правмире, искренне не понимают: Почему дети ничего не хотят? Можно. Как сказала мне лучшая в жизни педагог, учительница литературы, «я вижу, что мой предмет тебе даётся. Вот над ним и будем работать. А с математичкой я поговорю, чтобы больше не ставила тебе двояк за четверть. И забудь про школьную программу. Почитай летом Ремарка, «Асю» Тургенева, попробуй Булгакова, хотя ещё рановато в седьмом классе. И пиши только свои мысли. А не тронуло – ничего не пиши». Если бы мне повезло меньше, были все шансы стать «идеальным советским человеком». Поэтому вся эта сомнительная милота 1 сентября с ностальгией – как я, засранец, носил свой ранец – меня не трогает. Отсидел. Выпустили. Не досрочно за хорошее поведение (увы), но и срок не накинули за попытки к побегу. И на том спасибо. Хотя где-то существовала идеальная школа («Приключения Электроника»). Но не в моей реальности. PS: Много лет спустя, будучи в Жюри «Чтений» Литературной Гостиной я встретил среди эссеистов правильного советского человека (разумеется, лет на 20 меня постарше). Всё, что Made in USSR я чую безошибочно. Хрестоматийный стиль изложения (эссеистикой я бы это не назвал) с уверенной работой на оценку «отлично». Мне так и захотелось написать в рецензии: садитесь, пять. :)
Спасение приносил только рассвет с медленным пробуждением от кошмара. В последней вариации сна на берегу явилась она и взяла его за руку. По венам током побежало тепло. - Пойдём - участливо произнесла его спутница - это совсем не твой Путь. Ты никогда не выбирал - ни этот лес, ни это море; тем более - ни корабль, ни город. Ты просто заблудился, потому что шёл - пусть и не в одиночестве, но - один. Больше такого не случится, просто поверь мне... - В чём я должен тебе поверить? - даже не спросил, а почти прорычал он застывшими от мороза голосовыми связками. - В том, что ты заслужил Мир без всяких страданий. Капитан «Титаника» взглянул на него с высоты своего мостика - с нескрываемыми злобой и презрением - и рявкнул матросам с внешне одинаковыми бледными лицами: - Поднять трап!!! Огромное судно быстро растаяло в холодном морском тумане. Тогда он осознал, что этот кошмар из снов более не вернётся. (3017-й, часть первая)
© Copyright: Константин Жибуртович, 2024.
Другие статьи в литературном дневнике:
|