Из истории Альберта Шпеера

Константин Жибуртович: литературный дневник

Александр Генис: «… во всей истории нацизма меня больше всего интересует Альберт Шпеер.


Друг Гитлера, которого тот одно время думал сделать своим преемником, он резко выделялся среди других его соратников. Шпеер вырос в семье потомственного архитектора и получил прекрасное образование. Знаток и любитель изящных искусств, он не был похож на окружающих Гитлера мясников вроде Гиммлера или Бормана.


Американцы звали Шпеера «urban nazi», считая его более цивилизованным, чем остальные фашисты. Это не помешало Нюрнбергскому трибуналу осудить его на двадцать лет. На процессе Шпеер единственный признал свою вину.


«Коллективная ответственность руководителей должна существовать даже в авторитарном государстве; нельзя уклониться от коллективной ответственности после катастрофы.


Гитлера поддерживали идеализм и преданность таких людей, как я. Именно мы, люди, менее всего склонные к эгоизму и корысти, создали условия для его существования».


О преступлении Шпеер рассуждал во время наказания. Об этом он без конца писал в своих тюремных записках «Шпандау: тайный дневник». Этот бесценный исповедальный документ призван ответить на один чрезвычайно острый вопрос: как автор примкнул к нацистам.


Самый простой ответ лежит на поверхности и взят из классики.


«После нескольких лет неудач я был одержим желанием работать. Мне было двадцать восемь лет. За крупный заказ я, как Фауст, продал бы душу. И вот я нашёл своего Мефистофеля. Выглядел он не менее обаятельно, чем у Гёте <…> Я был тогда захвачен бурями преклонения. Но ещё более невероятно было для меня обсуждать планы строительства, сидеть в театре или есть в «Остерии» равиоли с божеством, на которое молился народ».


Фауст продал душу за Маргариту и другие глупости. Шпеер отдал её за возможность творить с безумным и бесстыдным размахом, претендуя на обещанную ему Гитлером изрядную часть вечности».


******


История ничему не учит радикальных имперцев. Как и тому, что единственная возможная сегодня империя может быть построена на экономических, а не идеологических скрижалях. Вне доминации любой религии и со свободным доступом к информации, исключая вопросы личной жизни и безопасности граждан, а также гостайну.


Тяга к масштабам, неизбежно обезличивающая человека с его уникальной историей – болезнь. Ум, эрудиция и образование от неё не спасают. Напротив, образованной личности с травмами из детства или ворохом сегодняшних проблем проще обосновать выбор «цель оправдывает средства», особенно если он понимает, что велик шанс, что оплачивать счета не ему – а менее умным современникам или далёким потомкам.


Всё не ново, всё уже было. Самые чуткие из радикальных имперцев (как те же Альберт Шпеер или философ Мартин Хайдеггер), до поры-до времени, стесняются озвучивать свои ценности. Но наступает момент, когда общественный климат их уже не сдерживает. Так выясняется, что ценности эти – власть, масштаб, влияние и доминация «избранных» во всём мире. Религия, литература, философия, искусство в целом – обслуга такой модели, а деньги – её кровеносная система, но не сердце.


Сердце запрятано в доктрине превосходства, в том самом «право имею». А позднее и – «право дано».


В необратимой стадии болезни вмешивается биология. Зная об этом, пациент Шпеер пытается наследить в вечности, чем и купил его Гитлер. Финал вы угадали: если не в вечности, то в весьма длительном историческом отрезке остаются Альберт Эйнштейн, Эрих-Мария Ремарк, Виктор Франкл и сотни менее известных людей.


Объединяет их не то, что все они оказались современниками фашизма. А способность противопоставить индивидуум, человека с частностями т.н. «сверхидеям».


Как резюмирует Генис, «судя по «Секретному дневнику», сидя в тесной камере Шпандау, Шпеер с нарастающим ужасом оглядывался на гигантоманию своих архитектурных проектов. Судьба и время распорядились ими по-своему. От всего, что построил Альберт Шпеер, осталось несколько фонарей в Берлине».


От них хотя бы та польза, что они освещают дорогу в сумерках любой эпохи. Согласно законам физики. И с благодатным незнанием большинства немцев о личности их создателя.



Другие статьи в литературном дневнике: