Холодильник против спектакля

Константин Жибуртович: литературный дневник

Я и не собирался смотреть именно сегодня спектакль «Мрамор». Но получил напоминание, что даже платная ссылка премьеры доступна только до 3 февраля.


Это отвлекло меня от совсем иного занятия. Знаете, мне всегда забавны люди, которые изображают из себя духовность. Низменному не подвержен, к материальному спокоен, в личном аскетичен и тэ дэ. И вообще, я Сократа и Пифагора с пяти лет знаю.


Так вот, я изучал… новый и только что прибывший с доставкой холодильник (старый Самсунг прослужил 21 год, достаточно). Это такой экстаз техники: температурные режимы, секция для ПРЕД заморозки, инструкция по эксплуатации. Я ж привык к старым шумным холодильникам с обязательной ручной разморозкой раз в месяц. А тут режим ноу фроз. И куча мелких удобностей для потребителя.


Наконец, он отказывается шуметь. Хотя я и под грохочущий агрегат на любимой турбазе летом спал идеально: это не медведи в дом стучатся. Но тут – фантастически тихо. Умолчания, да :)


И вот надо идти посмотреть спектакль. И я рванул от низменного к высокому (зачёркнуто). И я нехотя поплёлся – надо, все культурные люди посмотрели. Да и вообще, это Бродский.


И вот мне не очень интересно с первых минут. Я лет с 20-ти периодически спорил с имперцами, знаю заранее, что скажет Туллий у Бродского, как и о его врождённой глухоте к тем, кто хочет жить в провинции у моря. (Спойлер: я хочу. И живу. И никто не верит, что мне не нужны Москва, Питер, безотносительно личных возможностей, а в Нью-Йорк – только на хоккей).


Но этот Туллий забавный парень. Я таких повидал, с поправкой на наш век. Прочитанная книга. Даже поэты с особой благодатью – сплошь римляне. Остальные небесталанны (греки там всякие), но классово ограничены. Впрочем, у всех есть шанс вписаться в великую римскую империю.


Даже Христос не стал ни в чём переубеждать римлян. Бессмысленно. Сумма их заблуждений – лучшая защита от реальности. В которой от империи останутся лишь камни и ещё гениальный (в моём восприятии) стих Иосифа Александровича «Торс».*


Вот ради этого я досмотрел. И даже написал мини-отклик. Резюмировал премьеру автор идеи Евгений Цыганов: «если вы многое не поняли, то спектакль удался».


* Иосиф Бродский, «Торс»


Если вдруг забредаешь в каменную траву,
выглядящую в мраморе лучше, чем наяву,
иль замечаешь фавна, предавшегося возне
с нимфой, и оба в бронзе счастливее, чем во сне,
можешь выпустить посох из натруженных рук:
ты в Империи, друг.
`
Воздух, пламень, вода, фавны, наяды, львы,
взятые из природы или из головы,—
всё, что придумал Бог и продолжать устал
мозг, превращено в камень или металл.
Это — конец вещей, это — в конце пути
зеркало, чтоб войти.
`
Встань в свободную нишу и, закатив глаза,
смотри, как проходят века, исчезая за
углом, и как в паху прорастает мох
и на плечи ложится пыль — этот загар эпох.
Кто-то отколет руку, и голова с плеча
скатится вниз, стуча.
`
И останется торс, безымянная сумма мышц.
Через тысячу лет живущая в нише мышь с
ломаным когтем, не одолев гранит,
выйдя однажды вечером, пискнув, просеменит
через дорогу, чтоб не прийти в нору
в полночь. Ни поутру.


(1972)



Другие статьи в литературном дневнике: