Из кухонных бесед

Константин Жибуртович: литературный дневник

– Ты не шестидесятник, это точно – сказал мне человек, знакомый со мной не первый год. – Давай вспомним эту «оттепель». Вера в Слово. Если рассказать, все поймут. Гражданская поэзия и большие аудитории. В стихосложении и чтении со сцены принципы декларативности. У тебя на всё это стойкая аллергия и обоснованный скептицизм.


Дальше – две развилки. Или вера в то, что «в консерватории надо всё слегка поправить», и оркестр коммунизма зазвучит по заветам тов. Ленина. Или наивная вера в Запад, до полного отрицания даже той части советской науки и искусства, которые вне политической возни.



******



Всё верно он формулирует, знает мои взгляды. Сама по себе «оттепель» является таковой только на контрасте с предыдущей страшной эпохой. Всё так.


Но мы оба не можем судить с позиций современников 60-х «онлайн». Ничего иного, кроме спасения в наивных (сегодня) стихах «о берёзках» и «светлых переменах в жизни партии» жизнь не предлагала. А на осознанный как ценность, а не только ради протеста индивидуализм Бродского, Аксёнова, Кушнера, Довлатова были – душевно и духовно – способны единицы. Так что путь – это Вознесенский, просящий разрешения прочесть со сцены свои стихи после безграмотной выволочки, устроенной ему (публично!) Хрущёвым. Или Евтушенко, умнейший из конформистов, чей протест был выверен до каждой запятой.


И ещё. Нам, с позиций мгновенных коммуникаций Интернета, невозможно личностно прочувствовать глубины несчастий тех художников, любого дара. Вместо финала в Англетере или в Елабуге появилась возможность публиковаться в газете «Знамя труда» или даже почитать своё несколько минут со сцены. Пусть даже с цензурой.


Да, раннего Бродского и Кушнера всё равно не издают, Аксёнова и Пастернака травят тогдашние «моссолиты», Ахматова – вздорная пенсионерка, которой воспитание и «породистость» не позволяют унижаться из-за пачки печенья к чаю. Всё так.


Но что-то уже возможно. Хоть что-то. Много отыщется тех, кто тогда трезво осознавал всю эту «оттепель»?


Единицы. Я не шестидесятник, но мог бы стать им тогда. Да, ненадолго (где-то до ссылки Бродского, я думаю). Но мог бы.


Но подобно тому, как я не принимаю неолиберальную демократию в пакете с раздутыми правами инклюзивных тунеядцев, так и в 60-е невозможно согласиться с ингредиентом из веры в исправление ошибок партии, поэзией для площадей и всё равно травлей самых талантливых.


Чтобы звучало наглядно, два стихотворения Бродского. Первое – его единственный компромисс перед Системой, звучащий чудовищно. Но напечатали в газетёнке мелким шрифтом в рубрике «творчество молодых ленинградских поэтов». Второе – одна из вершин его словесности, безотносительно эпох. Не опубликовано нигде.


Вот такая «оттепель».



******



Тракторы на рассвете


Тракторы просыпаются с петухами,
Петухи просыпаются с тракторами,
Вместе с двигателями и лемехами,
Тишину раскалывая топорами,


И в тумане утреннем по колено
Рокоча, выстраиваются вдоль фронта.
Тишина разваливается, как полено,
По обе стороны горизонта.*


Затопляются печи. Дым вьется прямо.
Птицы склоняются над птенцами.
Лес, как гигантская пилорама,
Облака раскраивает зубцами.


И всходит солнце, и смотрит слепо,
И лучами сонные избы косит.
И тракторы возносятся, как птицы, в небо
И плугами к солнцу поля возносят.


Это рабочее утро. Утро Народа!
Трудовое утро с улыбкой древней.
Как в великую реку, глядит на людей Природа
И встаёт, отражаясь, от сна с деревней.


(1965)



******



Одиночество**


Когда теряет равновесие
твоё сознание усталое,
когда ступеньки этой лестницы
уходят из-под ног,
как палуба,
когда плюёт на человечество
твоё ночное одиночество, —
ты можешь
размышлять о вечности
и сомневаться в непорочности
идей, гипотез, восприятия
произведения искусства,
и — кстати — самого зачатия
Мадонной сына Иисуса.


Но лучше поклоняться данности
с глубокими её могилами,
которые потом,
за давностью,
покажутся такими милыми.


Да.
Лучше поклоняться данности
с короткими её дорогами,
которые потом
до странности
покажутся тебе
широкими,
покажутся большими,
пыльными,
усеянными компромиссами,
покажутся большими крыльями,
покажутся большими птицами.


Да. Лучше поклоняться данности
с убогими её мерилами,
которые потом до крайности,
послужат для тебя перилами
(хотя и не особо чистыми),
удерживающими в равновесии
твои хромающие истины
на этой выщербленной лестнице...


(1959)



*Здесь поэта понесло, но он себя строго одёрнул: народу и худсовету должно быть понятно.


**Гениальней иных «о данности» произнёс тот, кто ей не поклонялся. Агитку по заказу так не напишешь. В связи с этим я вспоминаю, что лучшую энциклопедию крестьянской жизни создал «западник» Тургенев, а не «почвенник» Достоевский. Не говоря о женских образах писателей.



Другие статьи в литературном дневнике: