Из летних дневников-2

Константин Жибуртович: литературный дневник

Жара душит и сужает пространство дачи (большое, по меркам городского ребёнка из стандартной девятиэтажки). Что-то продуктивное возможно сделать с пяти утра до 11-00, потом – с восьми вечера до наступления темноты. В остальное время хочется сидеть в озере Молочное или принимать холодный душ по пять раз на дню (что я и делаю, минимум трижды).


Тропики и субтропики – много секса (дресс-код располагает), ускоренный обмен веществ и раннее старение организма, придумывает афоризм северянин с летом 4 месяца в году. Поэтому, мудрый сентябрь с комфортными +15+17 – наше всё. Вот это вот «есть в Осени первоначальной».


Тем более, что уже 35 лет, как сентябрь не омрачён замечаниями красной ручкой – «плохо работает на уроке», «демонстративно не слушал педагога», «требуется репетитор!» и бессмертное, но уже устно: белый халат и старательный почерк не спасут от двойки по химии!


Избавившись от школы, я избавился от заболевания, диагностированного в детстве – «недостаток кислорода до 20%». Труд сегодня и занятия спортом в прошлом – всё важно, но отсутствие диктата восстанавливает кислородный баланс в той же степени, что внешние усилия.



******



Сегодня вечером я был режиссёром – так я ощущаю себя всегда, когда рекомендую супруге, дочери или знакомым неизвестный им фильм. С первых минут просмотра я несу прямую ответственность – нравится им, или нет.


Я провалился. Фильм «Мечтать не вредно» я смотрел вскоре после выхода, в далёком 1992-м. Мне запомнилась пара смешных эпизодов (а больше ничего в нём и нет). Режиссёр Пьер Ришар и главный актёр Пьер Ришар в одном фильме – дурная идея. Он не удержался от прямой аллюзии на классику – фильм «Игрушка».


Вышло ужасно, пусть я и не понимаю все оттенки французского юмора. А финал и вовсе карикатурен. Я краснею от своей рекомендации: нужно было сначала пересмотреть самому. Но диск пиратский, времени в жару много, и следом идёт картина «Не упускай из виду» (Пьер Ришар – Джейн Биркин). Уже намного остроумней.


Но я думаю об ином. В эпизодах минимум трое женщин красивей специфической Биркин. Одна просто идёт на светофор, и на этом её «роль» заканчивается. Чья-то жена или любовница, я понимаю. Но внешность даст фору миллионам женщин.


Успех – это лотерея. Вторая причина непризнания нередко ускользает от нас: далеко не каждая пожелает добиваться успеха, гарантирующего еженедельные стрессы и рваную личную жизнь.



******



Вести с полей. Битва за урожай огурцов проиграна. В том смысле, что он будет более поздним и малым, чем прежде. Во всём остальном дача после ухода из жизни многолетней хозяйки цветёт и благоухает, обрастая деталями буржуазного комфорта.



******



Уникальная запись в Интернете, и пофиг на качество. Куйбышев, ещё старый Дворец Спорта, молодой Володя Кузьмин. Я был на том концерте весной 1985-го. Выпросил деньги на билеты у дедушки и затащил его (поклонника Леонида Утёсова, Вадима Козина и Петра Лещенко) с собой. Он был вежлив: играть умеют.


«Динамик» я впервые услышал годом ранее на катушечном магнитофоне. После этого то, что в СССР называли поп-роком («Земляне», Куч-ку-ду, три колодца, и многострадальная «Синяя Птица» в двадцатом составе) пошли лесом. Уцелели лишь Антонов и «Аракс».


Сейчас кажется чудом, что я вообще присутствовал физически в том времени. Это настолько другая жизнь, что рассказать невозможно.



******



Признак зрелой личности – отпуск без чувства вины. Наконец-то я выудил что-то ценное у Лабковского.


И я много раз объяснял трудоголикам с идеалистами: «важные дела» отыщутся всегда. «Подходящего момента» для творчества не будет никогда. Ваш выбор – гробить себя в конвейере гиперобязательств или прислушаться к собственной душе. Потому что окружающим вы насущны только как финансовый ресурс, человеко-час и ответственный работник.


Труд отыскать своё Я за вас никто не совершит. И это не вопрос финансов, тренингов и услуг по-настоящему классных психологов.



******



Чуткие соседи – одна из самых больших удач в жизни. 23:10, Сова не спит, подъезжает авто к даче напротив. Очень тихо и без признаков музыки в салоне. Вокруг поют сверчки и всё уже дремлет. Дверь авто открывается и захлопывается почти бесшумно, шагов не расслышать, дверь дачи открывается вообще беззвучно. Я отвык от такого обращения окружающих. Взамен – все должны знать, что Иван Иваныч приехал.


А теперь спойлер: это приехала девушка под тридцать, образованная и с гуманитарными способностями выше среднего уровня. Караоке не поёт, Шансон не слушает, в 7 утра так же бесшумно уедет по делам, покормив общую дачную собаку.


Ум и самодостаточность – это вот. А не «я творю поэму».



******



Оззи. Парад банальностей об ушедшей легенде. Я мигом вспоминаю:


There are no unlockable doors
There are no unwinable wars
There are no unrightable wrongs
Or unsignable songs


There are no unbeatable odds
There are no believable gods
There are no unnameable names
Shall I say it again, yeah


There are no impossible dreams
There are no invisible seams
Each night when the day is through
I don't ask much


I just want you
I just want you


There are no uncriminal crimes
There are no unrhymable rhymes
There are no identical twins or
forgivable sins


There are no incurable ills
There are no unkillable thrills
One thing and you know it's true,
I don't ask much


I just want you
I just want you
I just want you
I just want you


I'm sick and tired of bein' sick and tired
I used to go to bed so high and wired, yeah - yeah, yeah, yeah
I think I'll buy myself some plastic water
I guess I should have married Lennon's daughter, yeah - yeah, yeah, yeah


There are no unachievable goals
There are no unsaveable souls
No legitimate kings or queens, do
you know what I mean? Yeah


There are no indisputable truths
And there ain't no fountain of youth
Each night when the day is through,
I don't ask much
I just want you…


Надо переслушать и набрать пару абзацев в соцсетях в память. Но вот эта запись – она о том, что иногда выход – побыть олигофреном и художественно, но всё равно проораться. Когда совсем невыносимо, и всё воспитание и саморазвитие бессильны.


Эта песня вытаскивала меня, и не раз. Достаточно для прижизненной памяти о нём.



******


Читаю (в саду тенистом, да под вишней), как эстеты упражняются в мастер-классах о прозе. Самое распространённое, в духе Чака Паланика: «He нужно писать «Адам знал, что он нравится Гвен». Гораздо лучше «Между уроками Гвен прислонялась к его шкафчику, когда он подходил к нему, чтобы открыть. Она закатывала глаза и медленно уходила, оставляя след чёрных каблуков на крашеном металле и запах своих духов. Кодовый замок всё ещё хранил тепло её задницы. В следующий перерыв Гвен снова будет здесь же».


Или – свежее ноу-хау: пиши так, чтобы твой текст не поддавался экранизации. А также – избегай глаголов «любить», «знать», «чувствовать» и не бойся ломать хронологию, а также оставлять многое недосказанным. И обязательное: сюжет – не главное в прозе.


Я полагаю, это всё не о том. Как и рецепты классиков: Достоевский небрежно надиктовывал огромные абзацы, не смущаясь смысловых повторов (редактор поправит!). Булгаков многократно шлифовал каждый абзац. Кого из них слушать – непонятно.


Никого. Просто принять к сведению. Проблема не в литераторских техниках, не в способности улавливать веяния постмодернизма и даже не в лексиконе.


Ты или чувствуешь – о чём пишешь – или нет. Создаёшь эффект присутствия в тексте, или это набор метафор образованного филолога с огромным лексиконом и памятью о тысяче прочитанных книг. Ты или произносишь что-то от себя лично, или оглядываешься на двести авторитетов; оттого мне всегда жаль экскурсоводов – их память настолько заполнена фактами и цитатами, что для нескольких предложений от себя не остаётся ни места, ни возможности. Довлатовский Митрофанов начал импровизировать в пушкинском заповеднике, и публика носила его на руках – настолько он был живым в прямом сравнении с «лекциями об Искусстве».


Есть набор базовых знаний, но нет никаких мастер-классов на тему «писать лучше так». Скажу совсем радикальную вещь: для начала лучше испытать себя на возможность молчания. Не получается – тогда один путь. Прислушаться к своему голосу.


Но сначала полей все парники. Это сейчас важнее.



(18 – 24 июля 2025 года)



Другие статьи в литературном дневнике: