Из мыслей о насущном

Константин Жибуртович: литературный дневник

Алексей Крол:


Может, для кого-то сбудется вековая мечта — стать Емелей, а искусственный интеллект — та самая щука, исполняющая глубинную мечту — ничего не делать, но получать на жизнь, еду и удовольствия.


Проблема-то не в этом. Технологический уровень нашей цивилизации уже позволяет любого человека обеспечить жильём, едой, медициной. Все эти дефициты — политического характера. Это понятно. Рано или поздно, всё к этому придёт.


И всё равно люди будут недовольны. Потому что, всё есть — а признания нет. Славы нет.



******



Призвания нет. И любви нет. Вот что страшно.


Один из самых нелепых, в моих глазах, эпизодов советского кинематографа – там, где персонаж Евстигнеева из «Старики-разбойники» уходит на пенсию, а после торжеств передумывает. Заменит его не ИИ, а просто более молодой и расторопный сотрудник.


Человек должен ходить на работу для ощущения своей социальной значимости – к такому выводу, большинством голосов, пришли в Швейцарии, отказавшись от гарантированного пособия.


Мне никогда этого не понять – я черпаю т.н. социальную значимость не в человеко-часах производственного процесса. А в близких, ближних и творчестве, расширяющем внутренний микрокосм.


Обо всём этом я размышлял задолго до написания романа «3017-й». В том числе, о недовольстве социума при гарантированном обеспечении всех базовых потребностей государством.


Что сказать… Неразвитая душа, ложные смыслы и целеполагания – такая же трагедия, как войны и катаклизмы.


Именно поэтому в социум 3017-го берут только взаимно близкие пары – душевно, интеллектуально, и физически совместимые – тоже (последнему пункту особенно противятся пуритане-идеалисты; первым двум – те, для кого любовь – это работа на износ, и ничего более).


В близком человеке возможно черпать до бесконечности, и взаимно. Пока ИИ обслуживает все низменно-бытовые потребности, как в романе.


И совершенно вторичны оценки твоего союза неким «коллективом», как и обретение «нужности» через нахождение посреди чуждых, в своём большинстве, людей с 9 до 6 пон-пятн.


Я должен быть готов к тем временам, когда ИИ войдёт в обиход так, как сегодня соцсети и мессенджеры. В 90-е мне повезло: когда многие говорили «Интернет какой-то», я им уже пользовался. Сейчас посоветовал бы каждому не читать хайп и страшилки об ИИ, а осознать, как, в вашем случае, сделать его обслугой на высвобождение бесценного личного времени.


Именно для этого он и создан.




Другие статьи в литературном дневнике: