44. Н. Чуковский о Доме искусств

Евгений Говсиевич: литературный дневник

44. НИКОЛАЙ ЧУКОВСКИЙ О ДОМЕ ИСКУССТВ – Раздел 6.9 из книги по Серебряному веку http://proza.ru/2013/08/28/2084



«ДИСК» (Дом Искусств) был основан по инициативе Горького. Вся жизнь художественной и литературной интеллигенции Петрограда в знаменательное четырехлетие с 1919 по 1923 гг. была связана с Домом искусств.


По мысли своего основателя, он должен был объединить в своих просторных стенах литераторов, художников, музыкантов, актеров, стать центром всех искусств на долгие-долгие годы, где в постоянном общении с мастерами росла бы художественная молодежь.


Жизнь, разумеется, внесла и в этот замысел свои поправки, и роль Дома искусств оказалась гораздо более узкой и кратковременной, чем предполагалось, и все-таки след большой первоначальной мысли лежал на всем, что в нем творилось.


Прежде всего огромно было самое здание. Мойка, 59. Дворец постройки XVIII века, занимающий целый квартал между Мойкой, Невским и Морской. Когда-то он принадлежал великим князьям, затем просто князьям и, наконец, купцам Елисеевым, владельцам двух знаменитых елисеевских магазинов – в Петербурге на Невском и в Москве на Тверской. Жилье самих Елисеевых занимало шестьдесят три комнаты трех этажей.


Помню, как удивило меня, когда я узнал, что в этих шестидесяти трех комнатах жило всего трое – старик Елисеев, его жена и их единственный взрослый сын. Да и какие комнаты – некоторые из них можно было превратить в зрительные залы, вмещающие по несколько сот человек. Столовая, в которой можно было бы накормить целый батальон.


Обширнейшая бильярдная. Библиотека, поразившая меня не только своей просторностью, но и тем, что в ней многие стеллажи и корешки книг были намалеваны масляной краской по стенам и по дверям, чтобы казалось, что книг больше, чем на самом деле. Трех человек, живших в шестидесяти трех комнатах, обслуживало более двадцати человек прислуги – лакеи, горничные, повара, кухарки, кучера, конюхи.


В члены Дома Искусств были зачислены известные литераторы, художники и музыканты. Но художники и особенно музыканты появлялись в нем редко. Из музыкантов бывал иногда один только Асафьев (Игорь Глебов). Помню, как-то раз видел я там Глазунова. Из художников бывали Добужинский и два брата Бенуа, Александр и Альберт, – особенно часто Альберт. Известные литераторы поначалу тоже приходили неохотно, – только в те дни, когда в Доме Искусств что-нибудь выдавали или когда там совершалось что-нибудь особенно важное.


*****
В Доме Искусств жили Мандельштам, Ходасевич, Гумилев, Пяст, Грин, Шкловский, Слонимский, Зощенко, Лунц...
*****


Студия при «ДИСКе» была месяца на два старше, чем Дом Искусств. Она первоначально задумана была как студия при изда¬тельстве «Всемирная литература». И открылась в конце лета 1919 г. в помещении Дома поэтов. Но тут Дом поэтов закрылся, а Дом Искусств открылся, и она переехала в Дом Искусств.


По первоначальному замыслу Студия при «Всемирной литературе» должна была готовить переводчиков из литературно одаренной молодежи. Как получилось, что замысел этот был изменен, я не помню.


Возможно, здесь сыграли решающую роль интересы самой молодежи, хлынувшей в Студию, – она жадно увлекалась русскими стихами и русской прозой, но совсем не мечтала о деятельности переводчиков. Во всяком случае, Студия с самого начала была организована как ряд «жанровых» семинаров под руководством известных литераторов…


...В числе основателей «Серапионова» братства были два человека, никак не связанные ни с Домом Искусств, ни с его Студией. Это Федин и Каверин (Веня Зильбер).


Оба они вошли в литературный круг благодаря конкурсу на рассказ, организованному Домом литераторов зимой 1920/21 гг. Дом литераторов существовал в Петрограде в те же годы, что и Дом Искусств, и занимал особняк на Бассейной улице недалеко от угла Надеждинской. Состав его членов был в основном другой, чем состав членов Дома Искусств.


В Доме литераторов состояли преимущественно сотрудники дореволюционных газет: «Новое время», «Речь», «Русская воля», «Биржевые ведомости», «День». В годы революции это были ободранные, голодные, стремительно дряхлеющие и безмерно озлобленные люди.


История «Серапионовых братьев» примечательна. Это, кажется, единственный в мировой истории литературный кружок, все члены которого, до одного, стали известными писателями. Но выяснилось это только впоследствии. При организации кружка даже сами участники не придавали этому событию слишком большого значения.


Первое организационное собрание «Серапионовых братьев» состоялось 1 февраля 1921 г. в Доме Искусств в комнате Слонимского.


*****
Членами братства были признаны Груздев, Зощенко, Лунц, Никитин, Федин, Каверин, Слонимский, Полонская, Шкловский, Познер, Вс. Иванов и Н.Тихонов. Название «Серапионовы братья» предложил Каверин. Он в то время был пламенным поклонником Гофмана. Его поддержали Лунц и Груздев.
*****


Может возникнуть вопрос – сколько времени существовало «Серапионово» братство? Ответить на него не легко. Сборник под названием «Серапионовы братья» вышел только дважды, один раз в Петрограде, другой раз в Берлине, в 1921 и 1922 гг. Регулярные собрания с чтением друг другу своих произведений продолжались не позже, чем до 1923 г.


Организационных собраний после того, на котором приняли Тихонова, больше, по-видимому, не было совсем. Оставались только серапионовские «годовщины», справлявшиеся ежегодно 1 февраля.


Однако, несмотря на отсутствие организационных форм, «Серапионовы братья» продолжали существовать как единая, сплоченная, ни с кем не сливающаяся, очень деятельная организация, по крайней мере, до середины тридцатых годов.


16.04.2021 г.




Другие статьи в литературном дневнике: