46. Фейербах о бессмертии - раздел из книги

Евгений Говсиевич: литературный дневник

46. ФЕЙЕРБАХ о БЕССМЕРТИИ – Раздел II.2 книги по «Философоведению» http://proza.ru/2016/10/13/299



По книге «Вопрос о бессмертии с точки зрения антропологии»


1. Люди верят в бессмертие. Это означает, что они не считают, что со смертью человека наступает конец его существования. Притом не считают этого по той простой причине, что прекращение восприятия нашими чувствами действительного существования человека ещё не означает, что он прекратил существование духовно, т. е. в памяти, в сердцах продолжающих жить людей.


2. Живой человек приписывает себе посмертное существование, ибо как же ему разлучиться со своими близкими? При жизни он был вместе с ними, был с ними соединён. Он должен будет соединиться с ними также после смерти.


3. Древние евреи верили в то, что они не бессмертны. «Обратись, господи, избавь душу мою, ибо в смерти нет воспоминания о тебе. В гробе (в аду) кто возблагодарит тебя?» Но одновременно у них существовало царство теней, «душ без силы и деятельности», которое было ясным доказательством того, что представление о существовании человека после смерти – а именно в форме тени, образа – представление, которое обычно путают с верой в бессмертие, ничего общего с бессмертием не имеет.


4. Древние германцы верили в то, что после смерти жених вновь найдёт и обнимет свою невесту, а муж – жену. С той же необходимостью, с коей германец полагал, что он будет жить и после смерти, он верил, что после смерти он будет также совершать военные и любовные подвиги. Отнимите у него утехи войны и любви – и вы отнимите у него желание жить как в этом, так и в потустороннем мире.


5. Христианство противоречит само себе! Отнимая, с одной стороны, т. е. в действительности, у человека всё и отказывая ему во всём необходимом, безмерно унижая человека, лишая его достоинства, христианство с другой стороны, т. е. на воображаемом небе, обещает человеку счастье, бессмертие, божественность.


6. Христианские теологи и философы превратили бессмертие, которое у языческих философов было теоретическим, а потому делом свободным, подверженным сомнениям, в дело религии, т. е. человеческого себялюбия, в вопрос, касающийся спасения.


7. Уже древние называли смерть врачом. Человеческое сердце примиряется со смертью, если голова представляет ему смерть как отрицание всех бедствий и страданий, связанных с жизнью.


8. Силы духа способны на столь большое развитие, что человеческая жизнь любой длительности недостаточна, чтобы завершить их развитие. Поэтому каждый, в т. ч. и самый образованный человек, умирая даже стариком, должен признать, что находится лишь в начале своего духовного развития, и что он мог бы сделать в нём бесконечные успехи, если бы дух его имел более длительное существование и попал бы в более совершенные условия.


Сила познания кажется столь же неограниченной, как и сам познаваемый материал, но жизнь слишком коротка. Мы, несомненно, располагали бы силами овладеть не одной наукой, а всеми науками, не будь наша жизнь столь короткой и если бы четверть жизни мы не приносили бы в жертву сну, а две другие четверти – добыванию средств существования.


9. Вера или учение, что иной жизни, кроме здешней, не существует, не лишает ли человека его благороднейшей силы – силы жертвовать своей жизнью? Кто станет отдавать данную жизнь, если она единственная? Разумеется, смертные люди больше не станут соглашаться на принесение роскошных жертв ради христианского бессмертия и не станут больше растрачивать свою ценную жизнь ради религиозных фантазий.


10. Из выражения «душа отлетает в Аид» нельзя сделать вывода о том, что она продолжает существовать в Аиде. В момент умирания, конечно, с последним издыханием душа выходит через «рот» или «рану», но попадает в Аид лишь как образ.


11. У христианина данный мир – есть тоска по потустороннему миру. У греков, по крайней мере, у гомеровских, наоборот: потусторонний мир – есть тоска по данному миру. Ахиллес желает лучше быть на земле подённым рабочим, чем царствовать на том свете над бездушными мёртвыми.


12. У Гомера кровь – есть то вещество, выпивая которое мёртвые вновь подают признаки жизни и рассудка. У римских поэтов (у Лукана) трупы оживляются насильно, вопреки законам природы, путём вливания в них горячей крови.


13. В Библии (в «Иове») смерть называется царством мёртвых, страной тишины или молчания. Это молчание означает отсутствие речи, невозможность быть деятельным, думать, чувствовать, короче говоря, жить вообще. У Овидия мёртвые именуются «молчащими», а царство мёртвых – местопребыванием молчащих.


14. Овидий, который был сослан императором Октавианом в западное Причерноморье, где и провёл последние годы жизни, в своих «Элегиях скорби» просит вернуть в отчизну его кости, дабы после смерти он не был сосланным. Он желал после смерти быть со своими земляками и покоиться там, где покоятся его близкие. Так ведь и Иаков в Библии требует, чтобы его «погребли со своими отцами».


Это говорит о существовавшем в то время представлении могилы как «вечного жилища». Даже у христиан, для которых могила не представляет собою «вечное жилище», как это было у греков и римлян, говорится: «Тех, которых соединял единый брак, пусть соединит и могила».


15. Именно с тех пор, как Декарт установил разумную идею о духовности души в её существеннейших чертах и тем самым свершил завершающий акт в доказательстве бессмертия, бессмертие подвергается сомнению или, по крайней мере, обходится молчанием лучшими философскими умами.


16. Согласно древнему христианству после смерти существуют два состояния бессмертия или, вернее, Блаженства. Одно – есть состояние души без тела вплоть до всеобщего суда. Другое – есть состояние души, связанной с телом, и лишь это последнее состояние – есть состояние полного блаженства. Отделившиеся души, поэтому жаждут соединения со своим телами. Состояние души, находящейся вне тела, называется несовершенным и насильственным.


17. Воскресение именно и есть подлинное христианское бессмертие. Кто признаёт веру в Бога, тот должен ожидать воскрешения. Златоуст сказал: «Ежели воскресения не существует, то как может быть спасена справедливость Божия, ибо здесь так много злых людей имеют дни счастливые и так много добрых людей живут в подавленности и в ней умирают. Как же любой из них может получить от Божьей справедливости то, что ему положено, ежели воскресения не существует?»


18. В Ветхом завете сказано:


– «О смерть, как горька ты, когда думает о тебе человек, имеющий дни добрые и в достатке и живущий без забот, который успевает во всех своих делах и ещё вкусно ест»;
– «О смерть, как благостно ты поступаешь с жаждущим тебя, с тем, кто слаб и стар, кто имеет множество забот и кому надеяться на лучшее, либо ожидать лучшего не приходится».


19. Греки говорят аналогично:


– «Лучше не жить, чем плохо (в нищете и страданиях) жить»;
– «Сладка смерть для того, кто жить не может, как он желает»;
– «Никакое горе не трогает мёртвых»;
– «Несправедливо человек ненавидит смерть, которая есть конец всех зол».


20. Смерть забирает со всеми видами зла в жизни также все ценности жизни, включая самую жизнь. Смерть, рассматриваемая с этой стороны, есть вообще «царь ужасов» для человека и, в частности, есть страх, суд страшный, наказание безбожников, неправедных, храбрых героев винных и глотателей отбивных, женолюбов. Поэтому ад есть не что иное, как небытие всего доброго, жизненных наслаждений и радостей. Ад – это место или состояние осуждённых, которое прямо называется «гибелью», потерей души или жизни. Это темница, тюрьма.


21. Если смерть сравнивать с тюрьмой, то из неё нет возврата. Выход или возвращение из смерти закрыты. У греков бог смерти Пиларт закрывает ворота и никого больше не выпускает.


22. Вечность адских наказаний есть необходимое следствие. Ибо время принадлежит жизни, вечность же – смерти. У Сенеки царство мёртвых именуется «вечным жилищем или вечною тьмою, обитатели которой есть вечные тени». Кто однажды стал тенью, снова плотью и кровью не станет – он навечно тень.


23. В Новом завете ад именуется «темнотою мрака, где имеются истязатели и тюремщики, где огненная печь, где плач и скрежет зубовный, где место мучений, истязаний и пыток, где осуждённые испытывают муки вечного огня», т. е. местом где «осуждённых» заживо сжигают без того, чтобы когда-нибудь уничтожить, как бы они этого не хотели, потому что всемогущество карающей силы Божьей не даёт им умереть, заставляя их жить против собственной воли, но лишь для того, чтобы заставить их чувствовать, что они умирают, чтобы в духе святого Августина и других христианских святых «заставить их умирать без конца». Поэтому они и называют ад «вечной смертью», «концом без конца».


24. Христиане говорят: «После смерти никто уже не может исправиться, в аду нет больше надежды на прощение греха и освобождение от зла». Лишь живые надеются, мёртвые лишены надежд.


25. Смерть сама по себе не страшна! Естественная, здоровая смерть, наступающая в преклонном возрасте, наступающая тогда, когда человек насыщен жизнью, есть последняя воля и желание человека. Ужасна лишь неестественная, насильственная, чудовищная смерть. Поэтому только такая смерть кажется человеку страшным судом Божьим. У пророка Иезекиила смерть от меча (от насилия вообще), от голода, от диких зверей, от чумы именуется четырьмя страшными судами или наказаниями Господними.


26. Буряты, тунгусы считают смерть наказанием Божьим, они ничего не боятся после смерти и ничего не ожидают после смерти, ибо воображают, что Боги через смерть людей умиротворяются полностью. Точно также и христиане верят, что смерть – не есть следствие естественной необходимости, а возложена на человека гневом Божьим как наказание неба. Но в отличие от бурятов и тунгусов христиане не примиряют своего Бога с собой посредством смерти человека, а ещё и после смерти, т. е. после полученного наказания, обрекают человека, по крайней мере, грешника, неверующего, на вечные пытки и мучения.


27. Все животные умирают не вследствие гнева и немилости Божьей, а по природе, но смерть человека проистекает из гнева и немилости Божьей.


28. «Камчадалы верят в то, что те, кто были здесь бедны, в ином мире будут богаты, а богатые, наоборот, будут бедными, дабы между этими двумя состояниями в данном и ином мире создалось некоторое равновесие. Любое иное возмещение за добро и зло они считали ненужным. Кто на данной земле воровал, совершал супружескую измену и так далее, того уже в достаточной степени наказали: его избили или убили, он не нашёл никаких друзей и потому остался без помощи и без достояния».
Не стыдно ли перед лицом этих камчадалов христианам, которые помимо наказаний, установленных человеком и природой для порока, нуждаются ещё в Божественном уголовном судье и открыто признают, что они занимались бы «развратом и свинством, грабежами и убийствами», если бы на небе им не возместили во сто крат те пфенниги, которые они жертвуют своим ближним не из-за любви, а с неохотой, лишь по команде Бога или долга.


29. Древние христиане говорили: «Возможность заслужить вечную жизнь Бог предоставил человеку лишь в данной жизни». Значит, данная жизнь определяет на веки вечные характер иной жизни: если эта жизнь была плохая, то плохой будет и будущая, если эта жизнь была добропорядочная, то такой будет и иная жизнь.
Данная жизнь, поэтому в действительности имеет не преходящее, а извечное значение. Потусторонний мир есть лишь эхо этого мира. Так, мы и в древнем христианстве видим подтверждение того, что иная жизнь в конечном итоге есть данная жизнь, но представленная бесконечной.


30. «Вера в Бога и в бессмертие души» необходима потому, что тысячи и тысячи людей стали бы несчастными, если бы эти столпы были поколеблены.


20.04.2021 г.




Другие статьи в литературном дневнике: