47. Фрейд о сексуальности Леонардо раздел из книги

Евгений Говсиевич: литературный дневник

47. З.ФРЕЙД о СЕКСУАЛЬНОСТИ ЛЕОНАРДО да ВИНЧИ – Раздел II.3 книги по «Философоведению» http://proza.ru/2016/10/13/299


По книге «Леонардо да Винчи. Этюд теории психосексуальности»


1. Современники не могли оценить личность Леонардо. Такому непониманию способствовало возрастание интереса художника к науке. С годами он всё неохотнее брался за кисть, бросал начатое и мало заботился о дальнейшей судьбе своих произведений. Это и ставили ему в упрёк его современники, для которых его отношение к искусству оставалось загадкой. Медлительность, с которой он работал, вошла в пословицу.


Над «Тайной вечерей» после основательной подготовки он работал целых три года. Портрет Моны Лизы он писал четыре года, и, не будучи в состоянии его закончить, не отдал его Заказчику, а взял с собой во Францию.


Он выделялся спокойным дружелюбием, избегал ссор, не ел мясной пищи. У него была ненасытная страсть к исследованию. За это его называли итальянским Фаустом. Исследовал вместо того, чтобы любить. Он распространил свои исследования почти на все области знания, будучи в каждой из них создателем нового или, по меньшей мере, предвестником или пионером.


Возможно, поэтому его жизнь была настолько беднее любовью, чем жизнь других великих людей. Наблюдение ежедневной жизни людей показывает, что многим удаётся перевести значительную часть их полового влечения на их профессиональную деятельность.


2. Для того, чтобы проникнуть в понимание душевной жизни Леонардо, необходимо исследовать его половую своеобразность. Он был примером строгого полового воздержания. Сомнительно, чтобы Леонардо когда-нибудь держал женщину в любовных объятиях. Когда, будучи ещё учеником, он жил в доме своего учителя Верроккьо, на него и других юношей поступил донос по поводу запрещённого гомосексуального сожития.


Расследование закончилось оправданием. Он навлёк на себя подозрение тем, что в качестве модели использовал мальчика, имевшего дурную славу. Когда он стал мастером, он окружил себя красивыми мальчиками и юношами, которых он брал в ученики. Последний из этих учеников – Франческо Мелзи – последовал за ним во Францию, оставался с ним до его смерти и был назначен Леонардо своим наследником.


Обращает на себя внимание соединение у Леонардо сильного влечения к исследованию с бедностью его половой жизни, которая ограничивается гомосексуальностью. Ему удалось бо;льшую долю своего либидо сублимировать в страсть к исследованию – это и есть ядро и тайна его существа.


3. Леонардо был незаконнорожденным ребёнком, что в то время считалось большим пороком. Его отец – нотариус Пьеро да Винчи, а мать – деревенская девушка Катерина, которая вышла замуж за другого жителя городка Винчи и практически не упоминается в биографии Леонардо. Брак Пьеро с некоей Альбиерой, на которой он женился ещё в год рождения Леонардо, остался бездетным. Поэтому маленький Леонардо воспитывался в доме отца.


4. Одно из немногих детских воспоминаний Леонардо: «Когда я лежал ещё в колыбели, прилетел ко мне коршун, открыл мне своим хвостом рот и много раз толкнулся хвостом мне в губы». С точки зрения психоаналитика фантазия Леонардо о коршуне не представляется странной, если её перевести на общепринятый язык.


Перевод указывает на эротическую направленность этой фантазии. Хвост – это один из известнейших символов мужского полового органа, а то, что коршун открыл рот ребёнку и хвостом там усиленно работал, соответствует представлению о половом акте, при котором член вводится в рот другого лица. Эта фантазия носит пассивный характер и напоминает сны пассивных гомосексуалистов.


Слухи о гомосексуальности Леонардо основывались, в том числе, и на том, что он брал к себе в ученики только очень красивых мальчиков и юношей. Он был к ним добр и снисходителен, заботился о них, когда они были больны. Т. к. он выбирал их по красоте, а не по талантливости, ни один из них не сделался значительным художником. Ученики были его сексуальными объектами.


Следовательно, надо признать, что сексуальная жизнь Леонардо действительно принадлежит к гомосексуальному типу, психологическое развитие которого удалось найти. Таким образом, становится понятна и гомосексуальная ситуация в его фантазии о коршуне.


5. Общеизвестна удивительная, обольстительная и загадочная улыбка, которой Леонардо заворожил уста своих женских образов. На странно-прекрасном лице флорентийки Моны Лизы эта улыбка больше всего привлекала и приводила в замешательство зрителей. Эта обольстительная улыбка повторяется на всех его картинах и на картинах его учеников. Мимическая особенность Джоконды заметна даже в картине Леонардо «Иоанн Креститель».


Особенно же ясно видны эти черты в лицах обеих женщин (Марии и Анны – её матери) на картине «Святая Анна втроём». Предположительно образы улыбающихся женщин были не чем иным, как повторением образа Катерины, его матери. В этом случае возможно, что его мать обладала загадочной улыбкой, представление которой он утратил, и которая так очаровала его, когда он нашёл её вновь во флорентийской даме.


Картину «Святая Анна втроём» Леонардо писал одновременно с «Моной Лизой». Если улыбка Джоконды пробуждала в нём воспоминание о матери, то становится понятно, что она толкнула его создать прославление материнства, и улыбку, найденную им у знатной дамы, возвратить матери. Улыбка, играющая на губах обеих женщин, в отличие от улыбки Моны Лизы, утратила свой неприветливый характер и выражает задушевность и тихое блаженство. При углубленном изучении этой картины зритель понимает, что написать её мог только Леонардо.


В этой картине заключается синтез истории его детства. Её детали могут быть объяснены личными жизненными переживаниями Леонардо. В доме своего отца он нашёл не только добрую мачеху – донну Альбиеру, но также и бабушку, мать отца, – Мону Лючию, которая также была с ним нежна. Это обстоятельство могло направить его мысль на представление о детстве, охраняемом матерью и бабушкой.


6. Другая удивительная черта картины «Святая Анна втроём» имеет ещё большее значение. Святая Анна – мать Марии и бабушка мальчика, которая должна была быть в солидном возрасте – изображена, может быть, немного старше и серьёзнее, чем Святая Мария, но ещё молодой женщиной с неувядающей красотой. Леонардо дал на самом деле мальчику двух матерей, и обеих изобразил с блаженной улыбкой материнского счастья.


Детство Леонардо было также удивительно, как эта картина. У него было две матери. Первая – его настоящая мать, Катерина, у которой он был отнят между тремя и пятью годами, и молодая нежная мачеха, жена его отца, донна Альбиера. Из сопоставления этих фактов у него сложилась композиция этой картины. Материнская фигура, изображающая бабушку и соответствующая настоящей матери Катерине, более удалена от мальчика.


Блаженной улыбкой Святой Анны художник прикрыл зависть, которую чувствовала несчастная, когда она должна была уступить сына, как раньше уступила мужа, своей более знатной сопернице.


7. «Если по поводу этого изложения мне придётся даже от друзей и знатоков психоанализа услышать приговор, что я написал психологический роман, то я отвечу, что я, конечно, не переоцениваю достоверность моих выводов. Если попытка с Леонардо не приводит к правильным выводам, то вина здесь не в ошибочности или несовершенстве метода психоанализа, а в неточности и скудности материала, сведений, имеющихся об этой личности.


Я вместе с другими поддался обаянию, исходящему от этого великого и загадочного человека, в натуре которого чувствуются могучие страсти, проявлявшиеся, однако, только так странно заглушенно».


22.04.2021 г.



Другие статьи в литературном дневнике: