51. О. Харджиеве. Чуковская против Мандельштам

Евгений Говсиевич: литературный дневник

51. О Н.ХАРДЖИЕВЕ. Раздел 9 статьи «Л.Чуковская против Н.Мандельштам» http://proza.ru/2018/01/18/410


9.1 ИЗ КНИГИ. Тут существует и действует под его именем какое-то другое лицо, как другое лицо существует и действует на страницах «Второй книги» под именем М. Петровых, но зато автопортрет самой Надежды Яковлевны без страниц о Харджиеве был бы неполон и недостаточно ярок.


КОММЕНТАРИЙ. И по сути, и по форме Л.Ч. не права. Причём тут «АВТОпортрет». Она малюет одной чёрной краской «ПОРТРЕТ», который получается таким же загадочным, как и знаменитый квадрат Малевича.


9.2 ИЗ КНИГИ. Для завершения ее автопортрета (??) страницы, посвященные Н. И. Харджиеву, истинный клад.
Один из моих молодых друзей, ознакомившись с книгой Н. Мандельштам, сказал мне:


– Когда я прочитал, что Надежда Яковлевна написала о Харджиеве, мне захотелось повеситься.


От страниц, посвященных во «Второй книге» Харджиеву, действительно может возникнуть желание повеситься.


КОММЕНТАРИЙ. Если от отдельных страниц «Второй книги» «хочется повеситься», то, как же сохранить жизнь, читая такую тенденциозную книгу, как «Дом поэта» в целом.


9.3 ИЗ КНИГИ. Что сделано Надеждой Яковлевной на страницах «Второй книги» с одним из ближайших друзей – своих и Анны Ахматовой, с одним из друзей и знатоков Мандельштама, Николаем Ивановичем Харджиевым, об этом хочется не написать, а прокричать. К Харджиеву эти страницы никакого отношения не имеют.


КОММЕНТАРИЙ. Это, достаточно запутанная история. Не хотелось подробно на этом останавливаться, возможно, Н.Я.М. и ошибалась, хотя её аргументы можно понять. Приведу здесь только 2 письма к Н.Харджиеву, из которых явственно вытекает её недовольство тем, что Н.Харджиев не выполняет каких-то договорённостей.


Н.Я. Мандельштам — Н.И. Харджиеву (11 октября 1967 г., Москва)


Дорогой Николай Иванович!


Работая над архивом, я заметила ряд пробелов, сообщаю вам для примера о следующих:


1) Открытка О .М . матери с детским стихотворением (о Сайме) и еще открытка 16-го года (про книги).


2) Вы разброшюровали альбом Эренбурга, в котором я нашла, а вы прочитали «Нет, не мигрень..» Стихотворение это вы мне не вернули. Еще: из книги Каблукова перевод Малларме — я вам отдала все автографы оттуда.


3) Должен быть авторизованный альбом 35 года. Кстати, сохранилась корочка.


4) Во второй и третьей воронежской тетради нет ни одного авторизованного листка, кроме «внутри горы». Вы прекрасно помните как мы их с вами рассматривали и я показывала вам, где моя дата, а где О.М . Вы их держали, наверное, отдельно, и где-то они лежат...


5) Автограф (черновик), где четверостишие «бугры голов».


6) Печатный текст стихов об авиации.


7) У вас остались варианты «Рождения Улыбки». Тот вариант, ко¬торый я до того, как отдавать вам, записала в свой машинописный текст, сейчас отсутствует. Мы его тоже с вами рассматривали у вас.


8) Белый листок «Вехи дальнего обоза».


9) Из ранних стихов я хорошо помню «Летние стансы» и «Женщина в гладкой перчатке» и «Люблю обмен, мелькают перья».


10) В статье о Скрябине было два первых листа (одинаковых) с разными названиями. Лист с названием «Пушкин и Скрябин» отсутствует. У меня по этому поводу есть какие-то сомнения. Я только хорошо запомнила разговор, когда я вам давала эту статью...


11) Все ли шуточные стихи (Наташины) вы вернули? Наташа говорит, что они были на конвертах (я это помню). Те листки, что у меня, не отвечают форме этих конвертов, даже если предположить, что вы их обрезали.


12) Наконец второй экземпляр автографа «На меня нацелились груша и черемуха» (из письма). Их было два — мой и Наташин. Вот вам несомненные примеры. Я прошу вас найти и вернуть вместе с автографами из редакции. Я уверена, что где-то лежит конверт с этой кучкой бумаг. Вы собирали всё так быстро, что вполне могли не вложить несколько листков. Надеюсь, что всё это найдется.
Н. Мандельштам


Саша уже давно не может попасть к вам, поэтому посылаю вам письмо почтой. Вопрос: с кем вы передадите мне рукописи? Я прошу это сделать скорее. Н.М.


Н.Я. Мандельштам — Н.И. Харджиеву (16 ноября 1967 г., Москва)


Николай Иванович!


Я пишу вам без всякого раздражения, серьезно и с болью. Поймите: Сашу, Иру, Эмму вы можете обмануть. Меня и Наташу вы не обманете.


Я думаю, что вы сами жалеете, что поддались своей природе и сделали недоброе дело. Надо думать, как быть дальше. Вам надо победить себя, свою болезнь, свои страсти и свои проклятые гены. Они действительно проклятые, они ваше проклятие. Вы, кажется, так понимаете доверие: если наши отношения строились на доверии, то есть я не взяла у вас расписки (чего между порядочными людьми не делают, но, к счастью, Саня Ивич получил с вас расписку за часть материала), я ничего с вас требовать не могу.
Так мне сказал Саша после вашей первой встречи. Вы понимаете, чья это психология, что делалось под этим соусом, кто так поступал? Есть другое понятие: нарушить доверие, злоупотребить доверием, не оправдать доверия... Это нормальный подход к вещам.


Я знаю, что у вас ничего не могло пропасть. Значит, у вас есть эти рукописи. Мало того, я уверена, что вы не уничтожили листка из тетради Эренбурга. Могу вам сказать, что вы уничтожили: листок (авторизованный) с «Вехи дальнего обоза». Что вы собираетесь делать с тем, что у вас осталось?


Дождаться моей смерти и быть единственным обладателем авторизованных списков? Или уничтожить их перед своей смертью? Иначе, если у вас их найдут, что скажут о вас люди? Не забывайте, что ложь обнаруживается очень легко: вы нашли стихи 37 года в конверте 35 года, вы уничтожили стихи из альбома Эренбурга, потому что это был неправильный текст (есть доказательство, что он был правильный — копия этого списка, принад¬лежащая не мне), что мы сговорились считать авторизованными все тексты того времени и тому подобное.


Последнее вы выдумали, потому что в книге будет указано, что авторизовано. Наташа специально приезжала в Москву, чтобы проверить, чего вы не вернули. Она помнит, что мы вместе поехали к вам с ее бумагами. Память у нее ясная, и она не врет, поэтому она не путается. Какой же выход из этого положения? Из Воронежа Наташа мне пришлет подробный перечень текстов (у нее сохранились старые копии и списки и список, сделанный, когда она мне отдавала).


Для суда этого мало, но для других вещей достаточно. Впрочем, для «других вещей» достаточно ваших слов, что вы уничтожили стихотворение из списка Эренбурга и разброшюровали его. Достаточно того, что вы разрезали ножницами разные листы с автографами (например), «конверты» с шуточными стихами Наташе. Я вам предлагаю следующее: вы кладете всё, что у вас есть, в конверт, и присылаете мне ценную посылку. Я помню больше, чем я с вас потребовала. Я требовала только то, что легко доказать мне и Наташе.


Тогда я помогу вам «сохранить лицо» — скажу Саше, Эмме и Ире, что я «нашла» у себя еще одну папку, которая вас полностью обеляет. Передо мной вам нечего пыжиться, но, получив задержанные вами бумаги, я готова ради прошлого вас реабилитировать. В этом случае я уничтожу копии посланных вам писем и забуду всё, что было. Копии писем у меня есть, и они сохранятся в архиве О .М., если не будет сделано то, что я требую. (Вот еще пример лжи: будто вы показывали Анне Андреевне вашу «находку» — т. е. стихи 37 года, найденные в конверте 35 года. Если бы я забрала у вас архив при жизни Анны Андреевны, вы бы не посмели ни на какую ложь.)


Я скоро уезжаю. Победите свою шизофрению и сделайте то, что я вам предлагаю. Иначе даже уничтожение этих бумаг вам не поможет. Вам надо сейчас спасать свое имя не путем лживых сказок, а путем единственного рационального поступка. Тогда я всё сделаю, чтобы обелить вас .


Я согласна ради вас (потому что вы не целиком укладываетесь в того маниака, который лжет и не отдает рукописей, а были вы совсем другим. Анна Андреевна говорила, что вы на старости превратились в свою противоположность) сделать всё, чтобы обелить вас. Не расширяйте скандала: не звоните своей мироносице Эмме, не улещивайте Иру и Сашу. На меня это не действует. И с этими трагическими стихами я не позволю шутить: это было бы предательством по отношению к Мандельштаму. Помните, что копии писем будут уничтожены только по возвращении рукописей.
Надежда Мандельштам.
Я уезжаю в середине будущей недели.


КОММЕНТАРИЙ. Из этих писем следует, с какой болью, отвагой и пронзительностью боролась Н.Я.М. за Архив и возможные публикации своего мужа. И, если она и перегибала палку, то только из-за того, что у неё было два простых критерия оценки человека: отношение к Осипу Эмильевичу и отношение к ней.


29.04.2021 г.



Другие статьи в литературном дневнике: