Николай Фёдоров. Магнитофон

Тот Кто Сегодня За Сказочника: литературный дневник

В тот день я пошёл учить уроки к Генке.
Генка открыл дверь и стремительно потащил меня в комнату. На столе, сияя никелированными пластинами, стоял магнитофон. Но не просто магнитофон, а переносный, кассетный, чуть больше коробки из-под пирожных.
– Гляди, – сказал Генка, – дядя Игорь подарил. «Салют» называется. Ух, теперь заживём! Хочешь – музыку записывай, хочешь – себя. А главное – маленький. Идёшь так по улице, а он тебе песенки играет.
И Генка, взяв магнитофон, изобразил, как он пойдёт по улице.
– Но ты ещё самого главного не знаешь, – продолжал он. – Скоро мы с тобой отличниками станем. Ты что-нибудь про обучение во сне слышал?
– Вроде слышал.
– Ну так вот. Записываем на плёнку какой надо параграф, включаем магнитофон и ложимся спать. Просыпаемся – и всё выучено. Уловил? А теперь давай послушаем, какой у тебя голос на магнитофоне.
Генка достал микрофон, подключил его и, покрутив какие-то ручки, сказал:
– Ну, говори.
– А что говорить-то? – спросил я.
– Что хочешь, то и говори.
Но у меня в голове ни одной мысли. Слова все куда-то разбежались.
– Не знаю, что говорить, – сказал я.
– Ну хоть полай.
Я залаял.
– Хватит, – сказал Генка. – Разлаялся. Ты лучше спой чего-нибудь.
– А чего?
– Откуда я знаю. Чего-нибудь.
И я как можно громче запел:
– «В такую шальную-ую пого-оду нельзя доверяться волнам…»
Но тут Генка стал чихать, и я перестал петь.
– Теперь послушаем, что получилось, – сказал он.
Запись вышла хорошая, и мы смеялись до слёз. Особенно здорово записалось моё пение и Генкины чихи.
– А сейчас – за дело, – сказал Генка. – Что там на завтра учить?
– Я думаю с географии начать. Помнишь, Людмила Ивановна грозилась тебя спросить. Да и у меня всего один трояк.
– География так география, – бодро сказал Генка. – Что там задано?
– Реки Западной Сибири.
Я открыл учебник, и Генка медленно, с выражением прочёл страницу об этих реках.
– А теперь – спать.
Он лёг на кровать, я – на диван. Сначала я слушал запись, потом перестал, но уснуть не удавалось.
– Генка, – сказал я, – не уснуть никак.
– А ты постарайся, – ответил он с кровати. – Учиться всегда тяжело.
– Магнитофон мешает, – сказал я.
– Мне тоже мешает, – признался он.
– Знаешь что, – сказал я, – давай пока его выключим. Когда я усну, ты его включишь. И я один во сне поучу. Потом ты меня разбудишь. Тогда я подежурю, а учить во сне будешь ты.
– Идёт, – сказал он.
Магнитофон замолчал, и сразу стало так хорошо, тихо…


Разбудила нас Генкина мама. На улице уже горели фонари, а по телевизору должен был начаться детектив.
– Что-то я ничего не запомнил, – буркнул я.
– А ты и не мог ничего запомнить, – мрачно сказал Генка. – Пока я ждал, когда ты уснёшь, я и сам уснул. А магнитофон молчал.
– Что же делать?
– Есть идея. Тебя ведь завтра не обязательно спросят.
– Могут и не спросить.
– А меня точно спросят. Так вот. Берём завтра в школу магнитофон с записью этого материала. Когда меня вызовут, ты незаметно включишь магнитофон, и все подумают, что я отвечаю.
– Но ведь ты должен будешь рот открывать?
– Ерунда. Рот я открывать буду. А чтобы не заметили, что это не я говорю, я голову пониже опущу. Будто думаю.
Генкина идея мне понравилась, и мы пошли смотреть телевизор.


На следующий день география была первым уроком. Мы с Генкой сидим на последней парте, и спрятать магнитофон было просто. Все расселись, вошла Людмила Ивановна и первым, как мы и ожидали, спросила Генку.
– Сейчас Петров расскажет нам про реки Западной Сибири, – сказала она.
Генка встал, опустил голову и зашевелил губами. Я врубил звук и включил магнитофон. Через несколько секунд оттуда послышался мой сдавленный голос:
«А что говорить-то?»
«Что хочешь, то и говори», – отвечал Генкин голос.
«Не знаю, что говорить», – сказал мой голос.
«Ну хоть полай», – сказал Генкин голос.
Я похолодел. Генка перепутал кассету, и вот из магнитофона понёсся лай.
– Выключай скорей! – шипел Генка.
Но я так растерялся, что забыл, как выключать. Кассета крутилась, я лаял, пел, Генка чихал, а в классе стоял такой хохот, что я думал, стены обвалятся. Даже Людмила Ивановна так смеялась, что не поставила Генке двойку.
После этого мы решили учить уроки по-старому. Но всё-таки мы не в обиде. Магнитофон – вещь хорошая.



Другие статьи в литературном дневнике: