Пьянство - Благо!Пришёл к этой мысли не в рамках запоя (честно скажу - рад был бы, но некогда), а в рамках осмысления того, почему именно европейская цивилизация сумела так быстро развиться и выработать именно то отношение к личности и власти, которое стало доминирующим в современном мире. Или даже вернее было бы сказать: почему именно в Европе был выработан тот здоровый и светский индивидуализм, который, собственно, и лежит в основе прогресса. Сразу оговорюсь: Россия - естественно, европейская страна, и русская культура - типично европейская культура. Чему самое живое подтверждение - стенания некоторых наших гуру на то, что "ай-ай, Россия погрязает в индивидуализме!", "ай-ай, нам нужно возрождение духовности!", "ай-ай, нам нужна консолидирующая национальная идея, а не то мы погибнем!" Что красноречиво показывает: вот именно всего этого дерьма, о необходимости которого вещают "гуру", - нету в России до такой степени (тьфу-тьфу!), что даже эти лишенцы, живущие галлюцинациями, вынуждены признать сей факт и камлать о ниспослании "духовности, коллективизма и национальной идеи" откуда-то свыше. "А не то мы сгинем!" (Гхм, да кто б заплакал, когда б ВЫ - сгинули? - хотелось мне сказать, но подумалось: я б заплакал. Как бы ни вульгарны были эти кликуши - а нужны в России хотя бы затем, чтобы выказывать дидактическое различие между разумом и блажеством духа!) Ну да ладно, не хотелось бы расточать желчь на всяких юродивых, а просто хотелось бы констатировать факт: русский менталитет, объективно, отличается от английского нисколько не более, чем французский - он немецкого. И всё это - европейская культура. Не восточная, где люди находят коматозную упокоенность в умозрительной мистической духовности, а - деятельная, светская, "своекорыстная", "хищническая" (АМ! :-) ) И вот рассуждая о факторах, воздвигших эту замечательную европейскую ментальность (своекорыстную ментальность вечно молодой шпаны, для которой нет "ничего святого") - мы с друзьями, естественно, в первую очередь, говорили о феномене Великого Средиземноморского Клэша. Ну то есть, когда на довольно-таки ограниченном пространстве, в условиях, когда трудно друг друга завоевать, но можно торговать (Средиземное море!) - сходятся очень разные народы. А Средиземноморье - действительно стало "кузницей европейской культуры". Разные народы, с разными устоями - и их элиты хотят торговать излишками своих уникальных товаров (когда, напомню, завоевать проблематично). Это, собственно, был первый фактор, способствующий выработке прогрессивного, "торгашеского" менталитета у будущей европейской цивилизации. Ибо торговцы, нравится это кому или нет, - цвет нации во все времена. Люди, готовые пуститься во все тяжкие ради своей прибыли, люди, знающие цену своему комфорту и независимости, люди, готовые презреть догматические устои своей исконной цивилизации, а потому - наименее подверженные ксенофобии ("Да я буду вести бизнес хоть с зелёнохвостатыми мартышками - если они окажутся полезными партнёрами!") Не говоря уж о том, что торговля, в отличие от более "закоснелых" промыслов - реально требует (и развивает) как интеллектуальные, так и психологические навыки. Собственно, именно по этой причине торговцев во все времена ненавидели те, кто внутренне осознавал их, торговцев, умственное и психологическое превосходство. Собственно, именно благодаря торговле (и менталитету торговцев), и благодаря этому средиземноморскому культурному "клэшу", развивалась свобода мышления, избавленная от догматов и не дающая "окуклиться" в "правилах отцов и дедов". Распространение и улучшение письменности по этой обменной цепочке: египтяне - влияние шумер-аккадского письма - ханаанейское - финикийское - греческий алфавит - - тоже этим и обусловлено, клэшем разных культур, каждая из которых принимала достижения другой "прагматически", без излишнего пиетета и сакрализации. А уж насколько важен был греческий вокалический алфавит для всей последущей европейской цивилизации - да это невозможно даже выразить. Настолько важен, что вот даже я, глубоко уважая японскую культуру, когда учил их язык и иероглифы - поминутно ловил себя на мысли: "Ребят, вы всё же ёбнутые дикари, когда так упорно не желаете пользоваться наиболее прогрессивной системой письма, даже имея о ней представление!" Но вот, отстраняясь от всех этих мощнейших факторов развития античной и последующей европейской культуры, которые были уже неоднократно рассмотрены, выдвину ещё один. Который, кажется, никто прежде не выдвигал. А именно: перебродивший алкогольный напиток из винограда - он реально вкусный. И этот факт - стал, рискну сказать, не менее определяющим в утверждении европейской цивилизации, чем удобство торговых сношений. Серьёзно, если сравнить культуры разных народов, то нигде мы не обнаружим, чтобы вину придавалось такое значение, как у европейцев (Греция - далее везде). И всё это неслучайно. Тут всякое лыко сложилось в строку. И вокалический греческий алфавит, как революционное преобразование финикийского консонантного, и террасные склоны, где так удобно растить виноград, и - последовавшее за всем этим индивидуалистическое свободомыслие как столп европейской культуры. Что характерно - в греческой цивилизации с самого начала просекли как благие, так и скверные свойства вина. Ну, что пьяный - дураком бывает, что можно и спиться совсем, помножив свои мозги на ноль, всякое такое. Однако ж, притягательность греческого вина была такова (в том числе и для хозяйствования в полугористой местности), что его не запретили по-тупому, а - стала формироваться некоторая культура вкушения этого зелья. Без преувеличения - потенциально очень опасного для человеческой личности зелья. Греки это осознавали. Потому и рекомендовали разбавлять вино водой, а своих мелких - отваживали от неумеренного пьянства, демонстративно спаивая рабов до скотского состояния. Но - именно от излишеств отваживали, а не от винопития как такового. Соотвественно, выработалась, как-никак, некая культура отношения к этому, с одной стороны, опасному, а с другой - приятному и животворящему напитку. И это было очень важно для формирования европейского менталитета во все последующие века. Конечно, глядя на то, как многие люди пропивают последние мозги и впадают в ничтожество от пьянства - заманчива бывает мысль искоренить подчистую сей порок. Что, скажем, довольно успешно сделал ислам. Тогда, веке в седьмом, когда эти ребята победно шествовали по Северной Африке, когда и культурное их развитие было куда выше того времени Западной Европы, - их духовным вождям это показалось очень здравой мыслью. "Европейцы впали в дикость. Почему? Потому что пили. Мы - этой ошибки не допустим". Ну и вот пока в мусульманском мире сохранялось винопитие - они ещё были круты. А как всецело эта вольность была подавлена религиозным догматизмом - так с тех пор... на восточном фронте без перемен. Веков семь уже. В смысле, живут они очень счастливо, стабильно и гармонично... ну, почти как индейские племена в доколумбову эру. Нет, "зелёный змий" - это реально злая магия. Или - могущая быть злой. Винопитие - это очень суровая проверка. Причём - на личностном уровне, а не на социальном (возможно, именно потому европейские ценности аппелируют к личности, а не к "муравейнику"-социуму). Пить или не пить - это личный выбор. И личная ответственность. Что, собственно, и определяет личность как таковую: выбор и ответственность. И это действительно очень полезные "скиллы" - как правильно пить, как не увлекаться этим делом, как всё же перебарывать в себе физическое привыкание к алкоголю, когда оно назревает. Ну а уж когда человек прошёл этот тест, когда одолел зелёного змия внутри себя, когда реально может умерить своё пьянство ради дела - да он чувствует себя круче всякого Георгия Победоносца! "У меня хоть и бодун зверский - но я надеваю шлем на свой бодун и иду в драку! А вам, сарацинам, такое ведомо? Да куда вам! Вы ж вообще не пьёте!" Отсюда, собственно, и кураж европейской цивилизации. И - уважение к ЛИЧНЫМ достижениям. Поскольку преодоление пьянства для знатного о****ола - это личное достижение. Да и для незнатного - тоже достижение. Но лишь при том условии это будет достижением, когда человек - "попробовал - освоил - но не отдался полностью". Когда имел возможность пройти этот тест. Строго говоря, это особый взгляд, особенно выработанный именно в европейской культуре. Взгляд человека, умеющего пить, - на тех, кто пить не умеет. И это, конечно, взгляд сверху вниз. Что вполне оправданно. Может, не решающий фактор превосходства европейской цивилизации - но существенный, всё же. К слову, что мы знаем об азиатской культуре питья? Сакэ в этих деревянных плошечках, "масу"? Ну да, это японская культура. Чем она замечательна? Может, тем, что противостояла до последнего Западной? Категорически не желала принимать никакие чужеродные явления? Ну, до поры - так и было. В первые века соприкосновения с совершенно чуждой культурой - это нормально. И европейцам было похер, как там у японцев, благо, было много других точек приложения сил, а японцы... что ж, они выпили ещё раз саке, определили самых трезвомыслящих, и решили, что чем понты свои суверенные колотить - можно и поучиться. Полвека - поучились. Их офицеры - научились пить коньяк, шнапс и водку, в добавок к саке. То же - и промышленники. Но, конечно, европейцам всё это представлялось довольно-таки курьёзным. Так думал и капитан Руднёв, когда выводил свой "Варяг" из Чемульпо против японской эскадры. Хотя будь она, скажем, английская или германская - даже в мыслях не имел бы так "нахальничать". Ну потому что от одного лишь "Асамы" - должен был бы удирать без оглядки. В открытом море. А в порту - топиться сразу перед лицом такого противника. Однако ж, тогда никто из европейцев, включая русских, не верил, что эти азиаты могут составлять грозную силу, даже если закупят себе грозные корабли (замечу, броненосный крейсер "Асама" был английской постройки... ну да, и бронепалубный крейсер "Варяг" - американской; но это просто разных классов корабли, не созданные для артилерийской дуэли друг с другом). Убеждённость была - что эти косоглазые обезьяны нихера не умеют и не могут. Однако ж, довольно быстро Руднёву продемонстрировали, что ещё как могут эти азиаты лупить по цели. Впрочем, в детальный анализ боя "Варяга" - здесь было бы излишне вдаваться. Но смысл один: Руднёв выходил из бухты с одни представлением о японской военной выучке, а вернулся - с другим. Уж про Цусиму - вовсе скорбно помолчим. И вот что характерно - японцы пили саке. А седьмого декабря сорок первого года - японцы показали, ЧТО они могут сделать, попивая саке. И ещё полгода - показывали. Покуда и американцы не налегли на виски и не показали, в обратку, ЧТО могут сделать они. "И это было так неслыханно, что вся Хиросима говорила б об этом..." Как бы то ни было - это ведь действительно очень важный момент в формировании личности нашей цивилизации. Казалось бы, все напитки на виду, вполне доступны, что бы там ни изобретали маразматики-парламентарии, и общество (во всех проявлениях) - подзуживает: ну давай, попробуй зелье! Давай, напейся! И все через это проходили (ну или - почти все). И кто-то, конечно, спился в хлам. Тут я не скажу "падающего - толкни", но и морочиться абстрактно гуманистической реабилитацией алкашей - тоже не стану. Как быть при этом с героином? На языке вертится ответ "Да так же!" - но я знаю, что всё-таки опиаты прилипчивее и крышесноснее этанола. Но про моё отношение к героину - скажу как-нибудь в другой раз. Сейчас же лишь скажу безутешным родителям, ищущим смерти наркодиллеров: "Ребят, вам действительно станет легче, когда какого-то айзерботского барыгу замочат за то, что вы довели своих детей до мысли о приятности тыканья иголок в вены?" Действительно, это уже другая тема. Что я здесь хотел подчеркнуть: культура пьянства, возможно, явилась одним из мощнейших факторов прогресса европейской цивилизации. Ей-богу, создание человека в формате "могу пить - могу не пить" - дорогого стоит. Ибо это - личность, знающая цену своему выбору. © Copyright: Артем Ферье, 2009.
Другие статьи в литературном дневнике:
|