Антропологическое

Артем Ферье: литературный дневник

В детстве я хотел стать биологом, чтобы невозбранно ставить бесчеловечные опыты на зверушках (шучу; на самом деле, я всегда считал, что мучить интереснее людей, а зверушек – любил неподдельно и чисто).
Я читал много книжек по биологии, да и сейчас читаю, когда есть время. Особенно – по происхождению человека (поскольку за последние годы в этой области сделаны очень интересные находки, связанные с расшифровкой геномов).


Естественно, я не специалист, поэтому я не читаю сугубо научные монографии (там реально можно мозг сломать :-) ). Но вот более или менее популярные публикации – они, конечно, проще для понимания, однако к ним следует относиться довольно критически. Прежде всего – смотреть, является ли сам автор специалистом (причём, желательно, именно в той области, о которой пишет).


Ибо самые даже благонамеренные журналюги, стремящиеся внести свою лепту в научное просвещение масс, слишком легко подхватывают всякие сенсационные (или просто сырые) теории, ну и приносят на хвосте такое (да ещё в такой подаче), что лишь невероятная, запредельная тупость креационистов мешает им использовать такие моменты к своей пропагандистской выгоде. Поскольку идейки впрямь встречаются завиральные, крайне сомнительные не только с научных позиций, но и с позиций обычного логического анализа.


Вот, например, идея взаимного отторжения близких видов. Якобы, в ходе дивергенции у них формируется некая генетическая идеосинкразия друг на друга, чтобы сохранить возникшие различия, чтобы не допустить скрещивания и слияния.
Обычно это подаётся так: «Человек смотрит на обезьяну, как на свою пародию, гнусную карикатуру. И как раз это – свидетельство нашего близкого родства. Мы так запрограммированы, чтобы презирать именно ближайшие виды, чтобы они одним своим обликом отталкивали нас».
Иногда сюда же приплетают русских и хохлов («Именно в силу родства украинский язык кажется русским «пародией» на свой «великодержавный»).
Что ж, в лингвистике всё не так однозначно. Здесь нужно принимать во внимание и статус наций, говорящих на тех или иных языках, и историю их взаимоотношений. Да, украинский и, отчасти, польский – нам кажутся «карикатурами» на русский. А вот чешский или сербохорватский – далеко не такими карикатурными представляются. Почему? Потому, что к хохлам мы привыкли относиться, как к «братикам меньшим», а к полякам… Про Польшу Говард (американец ирландского происхождения) хорошо сказал: «Бедняжка Польша! Как же она мечтала родиться Францией!»


Пусть читающие меня поляки не обижаются, но их считают смешными не только русские, а и все прочие европейцы. Ну вот действительно, пшеки – ребята классные, но всё же бедовые и несуразные. Ибо их амбиции слишком расходятся с реальностью, все века после крушения Речи Посполитой. Что выражается и в языке. Польский язык – да он объективно звучит смешно. И для русского, и для германского, и для английского уха (хохляцкий, к слову, тоже).


Вернёмся, однако ж, к нашим мартышкам. Итак, утверждается, что мы, люди, как-то по-особенному неприязненно относимся к обезьянам, поскольку генетически обречены их презирать, во избежание чего плохого.


Я даже не буду спрашивать, какую именно опасность призвано устранить презрение людей к шимпанзе, гориллам, а тем более – к макакам и бабуинам. Ту опасность, что люди станут трахаться с обезьянами и народятся ублюдки, в которых растворятся наши виды? Ну, насчёт трахаться – опасность неиллюзорная. Бывает, люди и с козами живут. А уж шимпанзе вдуть – для иных негров святое дело. Но вот рождение гибрида? Да это совершенно невозможно! Так что, если предположить, что когда-то и был «дивергентный» инстинкт, не допускавший скрещивания, - то сейчас он может отдохнуть. Мы с современными обезьянами (даже человекообразными) разошлись генетически настолько далеко, что вероятность потомства – не более, чем тема для приключенческих романов Берроуза (не того, который торчок, а того, который Тарзан).


Но вот что меня интересует: а с чего это авторы концепции взяли, будто человек действительно испытывает какое-то необычайно сильное отвращение к обезьяне? И – какой человек? Индус, обожествивший Ханумана? Китаец, насочинявший героический эпос про Сунь Вуконга?
Да нет. Все народы, которым позволено было иметь «естественное» отношение к обезьяне, - относятся к ней хорошо. Безусловно, подмечают очевидное сходство в поведении с человеком, потому и задолго до всякого Дарвина полагали обезьянцев своими «кузенами», и именно поэтому, не в последнюю очередь, хорошо к мартышкам относятся.


Но вот кто действительно ненавидит обезьян – так это люди, воспитанные в абрамической культуре (я имею в виду все три сраные религии этого ****ого корня, прошу прощения за излишний пиетет :-) ). Люди, выросшие на антропоцентристском постулате о богоподобии человека. В эту концепцию, понятное дело, обезьяна плохо вписывается, ибо стоит к ней присмотреться, как становится ясно: может, Бог и создал человека по своему подобию, но прежде Бог никак не мог определиться, есть ли у него шерсть и хвост :-)


То есть, неприязнь к обезьянам – она не биологическая. Она исключительно культурного происхождения. При этом нормальный человек, с незасранными религией мозгами, смотрит на обезьян без какой-либо ненависти, а ровно так же, как смотрит и на человеческих детёнышей. Да, они очень похожи на нас, взрослых людей, и стараются подражать, но мозгов маловато, поэтому выходит у них смешно. Отсюда и умиление, и скорее симпатия, нежели нечто иное. Мне, во всяком случае, всегда хотелось погладить гориллу или бабуина (к слову, бабуины жестковаты, как немецкие овчарки, а гориллы – очень приятные на ощупь, всё равно как медведи).


Хотелось ли мне трахнуть гориллу или бабуиниху?
Что ж, не хочу оскорбить читающих меня горилл и бабуинов, но дело в том, что я и с самками своего вида весьма разборчив. Я, честно сказать, и к Памеле Андерсен вполне равнодушен, поскольку привык к более изящным эстетическим стандартам.
Но вот тот факт, что хотя бы среди негров африканских находятся любители согрешить с шимпанзе – опровергает абсолютность генетического запрета на такие контакты. И ставит под сомнение мысль, что вообще такая фишка есть, дивергентное отторжение (и зачем бы ей быть-то, как бы она могла сформироваться в результате естественного отбора?)

Более того, мы знаем случаи, когда довольно далеко разнесённые виды не только что совокупляются, если оказываются вместе, но и приносят потомство. Скажем, львы и тигры. Да, в природе они не пересекаются. Но вот когда пересекаются в неволе – вполне способны «полюбиться». Хотя казалось бы, если б инстинкт отторжения разошедшихся видов реально существовал – тут он должен был бы включаться, раз уж есть реальный риск залететь от чужака.


Ну а ПОДвиды – они так вообще запросто спариваются и дают плодовитое потомство. Как, скажем, канадский и сибирский волк, или бенгальский и амурский тигр. Хотя казалось бы, если б генетика стояла на защите дивергенции – вот именно здесь она должна была бы вызывать особенно яростное неприятие близкого скрещивания. Но – ничего и близко похожего. Чем в реальности расхождение подвидов (и далее – видов) обуславливается – так чисто географическим фактором. Но как вместе оказываются – вовсе непрочь перепихнуться.


Поэтому, мне представляется, что вся эта байда с якобы существующим генетическим механизмом отторжения близких родичей (в классификационном смысле) – полная херня. Высосанная из пальца просто для того, чтобы объяснить неприязнь НЕКОТОРЫХ людей к обезьянам. Хотя объясняется эта неприязнь гораздо проще. Эти НЕКОТОРЫЕ люди – фрики, повёрнутые на какой-то абрамической религии. И для них обезьяна – живая насмешка над тем библейским дерьмом, что у них в головах. Вот за это они и не любят этих милых, приятных зверьков. Остальные, нормальные люди – ничего против обезьян не имеют. Хотя и не трахают, обычно (как и Памелу Андерсон не все мечтают трахнуть).


Пока же мы на «фривольной» волне – разберу и другую нелепость «антропологического научпопа».
Которая звучит так:
«Человек утратил волосяной покров, поскольку чем меньше волос было на теле самки, тем она казалась более привлекательной, более открытой».


Вот же блин! И как это шимпанзе и гориллы дожили до наших дней, будучи сплошь покрыты шерстью? И как умудряются их самки найти себе ёбаря, когда такие заросшие и «непривлекательные»?


По-моему, авторы данной теории – чего-то путают. Именно, моды уже изрядно оторвавшегося от природы современного человека – и ту довольно дикую среду, в которой происходило наше биологическое становление.


Впрочем, а как сказывается в нынешнем мире мода на собственно продолжении рода? Ну вот сейчас, с подачи порноиндустрии, модно стало, чтобы девчонки выбривали шерсть везде, где только можно, кроме головы. Эпиляторы, бритые лобки, все дела. Да, согласен, в этом есть некоторые эстетические преимущества (хотя мог бы порекомендовать девицам, бреющим лобок – либо делать это каждый день, либо не делать этого вовсе, ибо щетина в их случае – хуже шерсти). Да, следование моде – помогает самке лучше себя презентовать и сходиться с более «статусными» самцами.


Но – какое это всё имеет отношение к продолжению рода? То, что на некую самку не клюнет «принц», - что, означает, что она вообще не найдёт себе ёбаря, который впрыснет ей свою сперму и продолжит свою и её генетику?
Ой, да я вас умоляю! Только – не у приматов, чьи молодые самцы бывают похотливы настолько, что хоть коз готовы трахать, хоть курочек-гриль. И появись сейчас некая атавистичная тётка, волосатая, как шимпанзе, она что – на найдёт, от кого залететь? Да даже в нашем мире, где потенция самцов изрядно подрублена хреновой экологией и гиподинамией – в очередь выстроятся пубертаты, готовые присунуть какой угодно тётке, готовой дать. И пусть они балбесы по жизни, но на биологическое отцовство – вполне годятся.
Так можно ли ожидать, что где-то миллион лет назад на эфиопском нагорье все молодые и здоровые, не испорченные фастфудом и компом самцы, видя слишком волосатую тётку, говорили: «Фи! Нет, такую мы трахать не будем!» (но трахать призовых мартышек, закреплённых за доминантами, - это больших проблем себе огребать)


Откуда вообще пошла безумная мысль, будто бы естественный отбор у приматов как-то связан с привлекательностью самки для самцов? Да и в наше время – кто оставляет больше потомства? Эстетически волнительные фотомодели – или скромные простые бабищи с толстыми ляжками, не бог весть какими мордами, на которых не клюнет ни принц, ни шейх, но зато запросто оплодотворит любой юный гопник с району, и потом эта бабища будет воспитывать своё потомство, не отвлекаясь на ерунду, поскольку с её данными – ей в любом случае не светит найти «принца», и она это знает. Кто из них больше «иксов» в летописи человечества оставит?


Эстетический идеал сексапильности – он потому и идеал, что редок. Всегда. И он не разрастается, не входит в гены потомков, вытесняя менее предпочтительные фенотипы.


Например, в Испании с незапамятных времён ценились девки с рыжими волосами и зелёными глазами. И что, их стало больше в популяции, несмотря на выраженное предпочтение? Да нет же! Зеленоглазая рыжая девица – могла купаться в восторгах самых доминантных самцов. Но именно такое её положение – мешало ей заделаться фабрикой по производству младенчиков (у неё жизнь слишком интересная, чтобы обременять себя детьми). А вот скромненькие брюнеточки – пусть не кружили голову сильным мира сего, зато – исправно плодились и заботливо поднимали своё потомство (не говоря уж о том, что рыжие очень светлокожи, а для иберийского климата это не бог весть какое преимущество, кельтский тип, ценимый испанцами лишь в силу воспоминаний о давних-давних предках).


С другой стороны, в Шотландии – исторически ценились брюнетки. А рыжие – котировались слабо, ибо их и так, как грязи. Ну и что, сильно обрюнетилась Шотландия? Отчасти, может, и обрюнетилась, поскольку много понаехавших. Но всё равно, это царство рыжих. Их не так вожделеют, как брюнеточек – а по-любому трахают.
Ибо главное правило человеческого расплода: бабе нужно быть просто исключительным страшилищем, чтобы она ВООБЩЕ не сумела подыскать отца своим детишкам (это среди приматов-то, где всегда так много озабоченных молодых самцов, готовых на какие угодно формы «онанизма с использованием подручных средств»). Но вот чем она страшнее (в свете господствующих в данном племени эстетических предпочтений) – тем больше будет дорожить своим приплодом. И потому естественный отбор действует на наш вид – ну уж никак не по линии женской красоты и её закрепления в потомстве.


В общем, это полная ***ня, будто какие самки больше нравились самцам – те самки и сообщили, и усугубили свои признаки в потомстве. Это – не про наш вид просто. У нас это так не работает.
И наша «голожопость» - не следствие того, что будто бы самцам больше нравились «открытые» самки. И женские половые сиськи – тоже не следствие того, что в «миссионерке» самцам хотелось видеть нечто, напоминавшее жопу (а то ведь эта физиологически здоровая, неиспорченная цивилизацией обезьяна, поди, кончить не могла, если её некими образами не возбуждать!) Это глупость. Сиськи у наших самок такие большие – просто потому, что у нас младенцы большие, и много жрать хотят, и долго длится период лактации (а почему так с нашими младенцами, почему они не могут сразу бегать, как жеребята – это уже другой вопрос).


Не менее, впрочем, безумная теория, порывающаяся объяснить и нашу «голожопость», и увеличение объёма мозга – это пресловутый «водный эпизод» в становлении человека. Что будто бы на каком-то этапе наши предки жили на берегу то ли озёр, то ли моря, и ныряли за моллюсками, в связи с чем лишились волосяного покрова, чтобы быстрее плавать, а также увеличился объём мозга, чтобы запасать в нём кислород и дольше находиться под водой.


****ь! Когда я читаю такую херню в дарвинистском научпопе – мне остаётся лишь пальцы крестиком держать, чтобы эта херня не попалась на глаза креационистам :-)


То есть, бобру, выдре, ондатре, животным, неразрывно связанным с водой и плавающим там почти как рыбы, - им не понадобилось ни от меха избавляться, ни мозг себе наращивать. И ластоногим не понадобилось. А вот человек, извольте видеть, - научился плавать так быстро, что мех стал ему мешать. И нырять научился так глубоко и надолго, что вот, уподобился китообразным, полностью водным животным, и стал себе мозг наращивать им под стать и по тем же причинам.


Ребят, а это ничего, что в целом человек очень ***во плавает даже по сравнению с водяной крысой? И в нашей телесной конструкции– нет ровным счётом ничего, что указывало бы на какую-то приспособленность к плаванью или нырянию на хоть каком-то этапе развития человека как примата (а не кистепёрой рыбы) И ничего, что инстинктивно наши дети, если бросить их в воду, поначалу плавают «по-собачьи», предельно неэффективно, и лишь наши искусственно (и весьма недавно) созданные стили плаванья – позволяют человеку стать хоть сколько-то адекватным пловцом? (да и то херовым, в сравнении с животными, которые реально с водой связаны).


Да и где бы, на исторической родине, человек мог экспериментировать со своим «полуводным» образом жизни, кормясь рыбой и моллюсками?
На побережье морей? Но это далеко от предположительного очага формирования вида, и там не найдено никаких стоянок этого мифического «горлума» (ставлю миллион баксов – и не будет найдено).
Во внутренних реках и озёрах? А это ничего, что в африканские реки и озёра – человеку и сейчас стрёмно соваться? Там, знаете ли, крокодилы. И тигровые рыбы. И бегемоты. Все они – реально приспособлены к водной среде. А человек? Ну он совершенно не водное животное, и нет ровным счётом никаких причин предполагать, что был когда-то водным.
Человек охотно купается? Ну, тигры – тоже. Однако ж, никто не говорит, будто в эволюции тигра сколько-то значительное место занимал некий водный эпизод. А ягуары – так те вообще ныряют и рыбу под водой ловят. Умеют это делать, в числе прочего. Но вот как-то ни мех не сбросили, ни мозг себе не нарастили (я не хочу обижать мою любимицу Каби, но в целом ягуары тупее шимпанзе, тут уж ничего не поделаешь; им просто не надо быть умнее – они и так слишком круты в своей экосистеме).


Короче, это полная, голимая ***ня, версия о полуводном этапе в эволюции человека, каковой этап якобы как-то повлиял на биологическое развитие, став причиной нашей «лысости» и «мозговитости».


Как по мне, всё проще. Дальний предок человека (и современных гоминид) – был древесным приматом. Такой образ жизни, брахиация, перемещение на руках по веткам, - способствовал тому развитию кисти, что у неё нет когтей, но есть возможность хватать палку разнесёнными большим и прочими пальцами.


Потом это существо спустилось с дерева. Не сразу, конечно. Мы примерно в этой стадии наблюдаем сейчас бонобо, которые осваивают землю – но могут в любой момент взобраться на дерево, спасаясь от опасности.


Руки, заточенные под хватание предметов, - дали некоторое преимущество того рода, что от хищников можно отбиваться подхваченной палкой, не уповая на довольно слабые свои клыки и вовсе редуцированные до ногтей когти.
Замечу, павианы – пошли по другому пути. У них – мощные клыки, чьё действие усилено «собакоголовым» строением челюсти. И им этого хватает, вкупе с иерархией и тактикой стада, которые в целом близки к нашим, человеческим. Но вот разница ровно в том, что наши предки не клыки себе стали отращивать, а взяли в руки палки.


И таким образом руки оказались очень ценны. Настолько, что всё меньше хотелось использовать их для ходьбы (замечу, некоторую способность к прямохождению имеют и бонобо, и шимпанзе, и даже гориллы).
Таким образом, предок стал распрямляться. Двуногий способ перемещения не давал никаких преимуществ, кроме одного: свобода рук для использования палки как оружия. Но это и оказалось решающим фактором в формировании именно нашего вида (притом, что другие обезьяны в сходных условиях находили другие решения, вроде бабуинов с их клыками).а
Но чем больше предок распрямлялся – тем более уязвимыми оказывались, пардон, его мудя. У четвероногих зверей они прикрыты корпусом, а у прямоходящего двуногого примата – нет. И это очень уязвимое место по-любому (оно не может быть «бронированным» просто потому, что функциональное его назначение требует обилия нежной плоти со многими нервными окончаниями).


И я думаю, что первый шажок человека в мир материальной культуры – был даже не изготовлением какого-то инструмента путём обтёсывания камешков друг о друга. Первое – это создание некой защиты для мудей из хрен знает каких подручных материалов (они по-любому не могут сохраниться).


Ну а вот как зародилась концепция одежды – это дело здорово толкнуло вперёд всё прочее «рукоделие». То есть, руки у человека уже были освобождены для борьбы с хищниками и, возможно, охоты, и они уже были сконструированы так, чтобы какие-то манипуляции ими производить (тигр своими когтями при всём желании, при всём просветлении ничего подобного делать не сможет) – но вот с появлением концепции одежды появился большой простор для творчества (и развития рук, и развития ума).


Далее, начав использовать одежду как защиту от ***травмирующих колючек и когтей хищников, - человек стал её, одежду, употреблять и для защиты от холода (если считать родиной вида эфиопское нагорье, где всё же бывает прохладно). Ну а с постоянным использованием одежды – отпадала надобность в естественном волосяном покрове. Более того, лишняя шерсть на теле мешала носить «броню» (из чего б она ни была тогда, та броня)
И вот то ли чистый дарвинизм, то ли некий «неоламаркизм» (который оказывается не настолько безосновательным, как принято было считать, разоблачая лысенковщину как возведение гипотезы к абсурду) - но человек действительно стал довольно уникальным безволосым сухопутным млекопитающим. Которому просто не нужен стал естественный волосяной покров – вот от него и избавились, в течение сотен тысяч лет.



Но вовсе не потому, что человеку плавать нужно было быстрее (на перегонки с крокодилами, ага!) Или потому, что привередливые полуобезьянские самцы наотрез отказывались трахать волосатых самок (да и сейчас не проблема найти ёбаря для какой угодно человеческой самки).


Все такие теории – они реально бредовые и довольно вредные для уяснения того, «как оно было на самом деле». Вредные – поскольку никто не знает, как оно было на самом деле, во многих аспектах антропогенеза, но если выдвигать полную ***ню, не имеющую ни фактического подтверждения, ни логического обоснования, - это лишний козырь мракобесам. Позволяющий заявить, мол, «в науке – тоже полно херни, а потому уверуйте в Шестиднев».



Другие статьи в литературном дневнике: