О фильме Игра

Артем Ферье: литературный дневник

Я имею в виду не американский фильм «Игра», который с Майклом Дугласом, тоже занятный, а куликовский многосерийник.


Вообще, надо сказать, Илья Куликов – это уже давно некий такой «знак качества». Я много его работ видел, и там, конечно, бывают ляпы, бывают перегибы, но всё равно – есть некий смысл, есть некий стиль. То есть, неокончательно бессмысленное и безвкусное «зриво», как большинство российских сериалов (да и не только российских). «Живинка» есть какая-то. «Человечинка». Да и просто смотреть увлекательно.


Что для меня, в общем-то, близко к верхней планке требований к художественному фильму. Поскольку «глубокие смыслы» и «тонкие символы» - мне до одного места. Во-первых, их в любом детском мультике нарыть можно, было бы желание, а во-вторых, у меня у самого достаточно нескучный внутренний мир, чтобы грузиться ещё психопатическими комплексами какого-то инфантильного мозгоёба с камерой, возомнившего себя пророком.


Куликовские фильмы – притягательны тем, что в них есть ОБЫЧНЫЙ здравый смысл, а не «глубокий смысл»(ТМ). Ну и художественный вымысел – тоже, конечно, есть. Куда ж без него. И, конечно, порой приходится приносить в жертву этому вымыслу некоторую толику реалистичности, допуская маловероятные сюжетные ходы. Главное – занятно получается.


Я редко пересматриваю сериалы, но «Игру» - пересматривал раза два (ну, пропуская некоторые занудноватые сцены). Весьма, весьма добротно сделано.


Ну да я рецензии писать не собираюсь – просто порассуждать захотелось (жду сейчас важного звонка, и надо чем-то пальцы занять). Преимущественно – о критических отзывах, которые доводилось читать.


Они умиляют, ей-богу. Нет, понятно, что большинство людей, пишущих отзывы, - психически и умственно адекватные. То есть, воспринимают фильм просто как фильм, с позиции «понравилось – не понравилось», «интересно – не интересно».


Но вот попадается много «глубоких» зрителей. Делящихся на две категории (частично совпадающие).
Первая – «нравственные воспитатели нации».
«Нельзя показывать такие фильмы, а то могут увидеть дети, и им захочется стать такими, как этот Смолин».


Знаете, что? Вот там, где я работаю, на собеседовании обязательно задаётся вопрос. «Скажи, у тебя такое бывало? Стоишь ты в очереди в кассу супермаркета, а перед тобой – тётка с полной корзиной хрючила, как на случай ядерной войны, и вот она это всё выкладывает, да ещё бестолково, и кассирша тупит, всё никак штрихкод прочитать не может, а потом тётка роется в поисках кошелька, а потом в кошельке, вместо того, чтоб подготовить деньги заранее… Нет, это-то ещё не вопрос. Это вводная. А вопрос такой: ты никогда не представлял себе, как достаёшь, грациозным жестом, волын из-под куртки, передёргиваешь затвор, и – бац! -этой тётке пулю в башку, и этой кассирше пулю в башку, и все в ах.е. А ты стоишь, улыбаешься и тащишься, типа: а вот такой я загадочный! Не бывало?»


Ну и люди попроще, застрёманные психологическими тестами на прежней работе, начинают очень потешно отпираться: «Нет, нет! Я никогда такого не сделаю! И представить не могу! Что я, майор Евсюков?»


Приходится объяснять: «Вот именно потому, что ты не можешь такого представить – рискуешь в реале кончить, как майор Евсюков! Но надеюсь, что ты просто соврал».


А люди поумнее – не отпираются. «Да, конечно, бывало. Я ещё представляю, как из автомата поливаю стеллажи с продуктами и визжащих, обосравшихся покупателей. И думаю: «Вот же я отморозок!» И улыбаюсь этим людям, таинственно, как Джоконда. Типа, цените, какой я добрый. Ведь мог бы и полоснуть».


И я вот что скажу. Алексей Смолин (как и многие подобные антигерои) – это не пропаганда беспредела. Это – мечта о свободе. Об абсолютной свободе от морали. Мечта, которая живёт в глубине души всякого мало-мальски развитого человека. Мечта, вытекающая из охотничьего видового инстинкта. Который гораздо древнее морали. Который требует воспринимать всё, что движется, – как потенциальную добычу. А всё, что мешает жить, - воспринимать как препятствие, подлежащее устранению.


И это нормально, представлять себе в своём воображении, как достаёшь автомат и гасишь всех подряд (ну, не постоянно, конечно, а в некоторые моменты). Это даже хороший аутотренинг для снятия стресса. Это хороший выход неизбежно возникающей порой агрессии, чтобы не переносить её в реальный мир и не орать на кассиршу: «Ну чего вы там копошитесь?»


И «кровавые» такие кинцы, и «жестокие» видеоигры – тоже хороший выход для агрессии. Поэтому, собственно, её и стало меньше в реальном мире за последние десятилетия. Люди стали более сознательными и цивилизованными. Они учатся разбираться со своими проблемами в собственном воображении, а не выплёскивать свой «внутренний мир» - на других людей в реале.


Но есть, конечно, и такие деятели, которые находят допустимым в реальной жизни следовать охотничьему инстинкту и обращаться с другими людьми, как с добычей или помехой (по мере возможностей, конечно). И не видят в этом ничего плохого. Не признают себя подвластными общественному договору, требующему, по крайней мере, не мочить других людей почём зря.


Такие деятели называются «отморозки». И Смолин – да, безусловно, принадлежит к этой категории граждан. Но – он умный и довольно обаятельный отморозок, в блестящем исполнении Баршака. Поэтому, отчасти ему сопереживаешь. И этого не надо стесняться. Такой Смолин – живёт в каждом из нас. В глубине души. И не надо от него открещиваться. Надо лишь осознавать его наличие, надо «проигрывать» его в воображении – с тем, чтобы вернее держать его на цепи.


Зачем это делать, держать на цепи своего «внутреннего отморозка»? Почему бы не дать ему волю, если уверен, что ты круче всех и у тебя хватит ума избежать юридических неудобств, сопряжённых с мочиловом всех, стоящих на пути?


Потому что это – путь к безумию. Инстинкт инстинктом, но человек – социальное животное. И разумное. И разум призывает всё же к сотрудничеству с людьми, а не к мочилову их как добычи. Чрезмерная асоциальность, чрезмерный дефицит эмпатии – это убивает мозг. Ибо во всём хороша мера.


Да, размазывать сопли «Ах, я убил человека, который всего-то и сделал, что полез на меня с ножом!» - это психоз. Но и гасить всех подряд, как тараканов – тоже психоз.
Ибо, какую бы жёсткую школу жизни ни пройти, нельзя окончательно уничтожить восприятие других людей (даже незнакомых) как своё подобие. А значит, убивая их без разбору, - убиваешь себя. Особенно, если это не солдаты в форме другого цвета, которые тоже в тебя стреляют, будто подначивая к дуэли, а люди, окружающие тебя в мирном обществе и не выказывающие агрессивного поведения в твой адрес.


Не могу, конечно, поручиться абсолютно за всех отморозков, но вот знаю случаи, когда парни, считавшие себя очень жёсткими и стопроцентно рациональными, - двигались рассудком, не в состоянии переварить груз воспоминаний о бессмысленно, в общем-то, загубленных жизнях. Ибо на самом деле – это иррациональное поведение и хреновая социальная стратегия, мочить безвинных и безобидных людей ради каких-то своих эгоистических побуждений. Это – не есть РАЗУМНЫЙ эгоизм. Разумный – сотрудничать с людьми, не упуская своей выгоды и время от времени отстреливая взбесившихся тварей, решивших, что они круче всех и им всё можно.


Собственно, большинство тупых отморозков, решивших, что им всё можно – и отстреливают довольно быстро (забегая вперёд, скажу, что обычно это делают не менты). Но вот такой умный, как Смолин, прожил достаточно долго, чтобы закономерным образом сойти с ума. И не думаю, что в фильме он являет собой такой уж заманчивый пример для подражания. Сопереживать – это ещё не значит завидовать.


Впрочем, если кто-то, насмотревшись, решит именно подражать, решит, что так и надо жить, и начнёт реально убивать людей только потому, что так делал кинокумир, - значит, это существо было изначально ёбнутое. Не фильм – так другой какой триггер спровоцирует уже вызревшую модель поведения на реализацию.


А так-то, да, конечно, бывали психопаты, которые объясняли своё диковинное пристрастие к мочилову тем, что они посмотрели фильм про Бонни и Клайда. Или прочитали книжку про Чарльза Мэнсона. Или переиграли в компьютерный шутер.
И это всё из серии: «Я, блин, не преступник, я, блин, жертва!»


Да нет, родное сердце! Если ты идёшь убивать только потому, что посмотрел фильм или прочитал книжку – это означает лишь одно: ты – ёбнутый психопат. И виноват не фильм и не книжка и не игрушка. Виноваты – ты, твоя генетика, твоя неспособность к внутренней самодисциплине (держать на цепи своего отморозка), и, возможно, твои родители, которые таким тебя воспитали.


Но нормальные люди – они не то что фильмы про Бонни и Клайда спокойно, без последствий переносят, они – Трёх Мушкетёров в детстве читали. И если после этого устраивали дуэли – то всё же на деревянных шпагах (или с пуанкаре). Без намерения проткнуть однокласснику печень за косой взгляд или неосторожное слово.


Поэтому – нефиг поддерживать апологетику ёбнутых психопатов, норовящих выставить себя жертвами «развращающего искусства». Если человек вменяем – он должен сам отвечать за свои мотивы и свои поступки. А если он до такой степени ёбнутый, что идёт убивать после просмотра фильма, - то это вопрос уже не воспитания (поздняк метаться!) и даже не медицины. Это вопрос физической способности общества нейтрализовать такого опасного придурка.


И вот здесь, возвращаясь конкретно к «Игре», приходится упомянуть вторую группу недображелательных критиков. «Знатоков жизни».


«Это абсолютно нереально, чтобы преступник, загасивший столько людей, включая ментов, и находящийся в федеральном розыске, так спокойно разгуливал по Москве и крутил свои дела! И ФСБ – это не хрен собачий, это профессионалы, они бы его быстро нашли и обезвредили. А тут – какие-то пионеры-дебилы».


Спору нет, многие действия фэбэсов в фильме – и надуманные, и не очень умные. Но то же, правда, можно сказать и про действия Смолина. Ведь если б он в первой серии после ограбления банка не попёрся в аэропорт, а покинул бы Волгоград одним из десятка способов, по которым практически исключён перехват (на моторке по Волге, пешком вдоль трассы, далее на попутке... это если все автодороги перекрыты) – то дальнейшего фильма бы не было. Всё, ушёл с концами, план «Перехват» результатов не дал. Как это бывает в жизни в большинстве таких случаев.


Но, в том-то и дело, что если б хоть та, хоть другая сторона всегда грамотно и профессионально использовала свои козыри – не было бы интриги, не было бы картины. Поэтому и приходится, действительно, жертвовать какой-то долей реалистичности в угоду художественным целям.


Но вот насколько реалистично, что человек, находящийся в розыске за ограбления и убийства, разгуливает по Москве.
А, ну это – совершенно невозможно!
Ведь в реальности, по счастью, у нас сейчас в России нет людей, засветивших свои физиономии и находящихся в розыске за тяжкие преступления. А тех, что есть, - все, конечно, знают в лицо. А если не знают, то, встретив на улице и что-то заподозрив, могут зайти на сайт МВД или ФСБ и свериться с базой объявленных в розыск.
Нет? Не могут? Даже найти эту базу не могут?


Правильно.
Когда-то – на сайте МВД была коллекция «Тех, кого мы очень хотим в гости». Довольно куцая, правда. На несколько десятков персонажей. И могу поспорить, что даже физиономии, стоявшие там в первых строчках, - хрен кто узнает на улице. Хрен кто их видел и помнит. Даже патрульные менты и опера – они всё больше чертей каких-то блатоватых со своего району помнят. Этих – опознают, конечно. А мегакиллера по ориентировке – пропустят с очень высокой вероятностью (ну если не прямо сейчас конкретно по нему ОРМ проводится).


Да и вообще – если б это было так просто, увидеть фотку, а потом встретить человека на улице и признать: «Опа! Однозначно он!»
Тут, извините, известных актёров, увидев в кабаке, - не сразу узнают. И не все. А если и видится чего-то знакомое – то вот сидит человек какое-то время и думает: «Он? Или просто похож?»
И это – актёр, которого на экране видел много раз, который запоминается не только мордабельно, но и голос, мимика, жестикуляция (как ни меняют её в образе, а базовая моторика всё равно сохраняется).
Что говорить про какого-то гангстера, которого видел мельком на записи камеры, когда он, с перекошенной рожей требует бабло у кассира?
Да когда он в кабаке сидит – это ж совсем другой человек. И выражение лица у него нормальное, и вообще он весь из себя благообразный. И стрижка у него другая, и волыны в руке нет.


Спору нет, есть профессионалы с действительно хорошей памятью на лица. И действительно способные отделять неизменные признаки от модифицируемых (причёска, растительность на лице, очки, головной убор). Но обычный человек – он соседа по лестничной клетке с трудом узнаёт, когда тот, скажем, обрился налысо.


Но кого гораздо больше, чем профессионалов с хорошей памятью на лица, – подвинутых граждан, мнящих себя великими частными детективами. И они-то изучают розыскные базы, а потом задалбывают ментовку сообщениями, кого где опознали (а опознают они кого угодно и в ком угодно).


Полагаю, именно из-за таких граждан и менты, и фэбэсы удалили базы со своих сайтов. А может, наградой делиться – жаба душит :-)


Ну и бывает, конечно, когда камера при ограблении ухватила фейс преступничка, опера прошлись по району, и подопечный контингент признал: «О, это Вася!»
Но тут опознание ровно наоборот происходит. Не незнакомого человека, встреченного в публичном месте, – по картинке в телевизоре или на сайте, а, напротив, хорошо знакомого - по записи. Это совсем другое дело.


Но действительно серьёзный преступник, а не баклан, тырящий пиво в стекляшке, переезжает в другой район, в другой город, где его не знают, чуточку меняет внешность, и, может, в общем-то, быть спокоен, что хрен кто отождествит его при случайной встрече с той страшной мордой в ящике. Ну, если не вести себя вызывающе асоциальным образом.


И так не только в России. В Штатах – тоже, бывало, лет по десять жили на новом месте типусы, объявленные в розыск за громкие мочилова и ограбления. И у амеров-то база ФБР – она реально подробная. И фотки все, какие есть (даже смоделированные, с предполагаемыми возрастными изменениями), и видеозаписи, и добротный словесный портрет с особыми приметами, хобби, пристрастиями. А вот – хрен! Живёт себе, ходит среди людей, в том числе и копов, - как так и надо.


А ловится – обычно по чистейшей глупости. По случайности, можно сказать. Надерётся в баре, устроит дебош, - его принимают в участок. Ну и кто-то из новичков любопытных, по приколу, пробивает пальчики через базу. И – сюрприз. Три вооружённых ограбления, пяток трупов. «Да быть не может! Но вообще, похож чем-то… А считалось, он давно на Багамах…»


Бывало же (и у нас, и у амеров), когда кекс совершает новое преступление, и его пальцы заносятся в базу, где они уже есть – но совпадение не выявляется. Не сразу. Хотя должно бы. И только потом, когда находится каким-то чудом сверхъестественно добросовестный мент и пробивает на всякий случай пальцы по базе – тут-то и выясняется, что задержанный там уже в двух ипостасях числится.


В реальности, распи.дяйство в любой полиции бывает такое, что никаким киношникам не выдумать. Да и фэбэсы – не очень далеко ушли. Это всё государственные структуры, а где государство – там по определению бардак и халтура.


Но даже если они искренне хотят найти человека – у них, у федералов, не такие уж большие оперативные возможности. У них полномочия большие, а людей – на самом деле мало. И, если уж говорить правду, приёмы довольно кондовые. Характер мышления – шаблонный, за редкими исключениями. Рутина службы – она и самый качественный мозг разъедает, упрощает со временем.


Возможно, образ этого Белова в фильме – даже слегка комплиментарный. Ну да, его заставляют порой зверски косячить (например, заявиться с грозным визитом к предполагаемой сожительнице подозреваемого, вместо того, чтобы по-тихому за ней проследить) – но он всё же чего-то себе там просчитывает, как-то «комбиначит».


В действительности же они не то чтобы «тупые», но они просто привыкли бояться каких-то неординарных ходов, не укладывающихся в служебные инструкции и наставления. Они даже когда на такую простую вещь, как задержание, идут – им проще нагнать толпу спецназа и устроить «маски-шоу» в подъезде жилого дома, с вышибанием замка зарядом и «Вторым Штурмом Плевны». Вместо того, чтобы пнуть по колесу тачку злодея, и когда он выбегает на сигналку (а какой нормальный мужик не выбежит, когда его тачило пинают?) – «Ты чего, блин, так поставил? Я выехать не могу из-за тебя!» Ну и – миллион возможностей рубануть его аккуратно, без угрозы для окружающих.


Впрочем, если речь идёт о том, чтобы найти человека, который не хочет, чтобы его нашли и при этом имеет какие-то мозги, – это по-любому довольно сложно. Поэтому и у нас, и в Европе, и в Штатах – по многу лет весьма одиозные личности пребывают в розыске и не палятся.


Но это невозможно для преступника, который продолжает вести столь активную криминальную дейстельность, как этот Смолин?


Ну, бесконечно долго – невозможно. А несколько месяцев – вполне. Кто не верит – рекомендую прогуглить фамилию, скажем, Мадуев. Тот самый. Главный герой-любовник в истории Крестов.
Перед тем, как попасться, - он со своей шайкой два года по всему Союзу ураганил. И были на него все установочные данные - он два раза до этого сидел. И не только менты за ним гонялись, но и воры, у которых он общаг резанул. А у этих – на самом деле возможностей больше, чем у ментовки, когда речь идёт о выявлении криминальных личностей. В конце концов – поймали, конечно, но побегал Червонец изрядно.


Да и ещё такой момент. Ну, допустим, какой-то бдительный патрульный мент узнал в некоем прохожем опасного преступника, объявленного в розыск.


И что дальше? Срочно звонить на горячую линию ФСБ: «Высылайте пять мотоциклетов с пулемётами и группу «Вымпел» в полном составе?» Но он не может быть уверен, что это именно тот типус. Мало ли, что похож? А если промашка - позору не оберёшься. Да и в конце концов, он мент или кто? Преступник особо опасен? Значит, я буду особо осторожен! А напарник подстрахует.


«Лейтенант Петров, предъявите, пожалуйста, документы!»


«Конечно!»


Вручает паспорт, мент смотрит – и получает прямой в нос. И в ту же секунду – хук в челюсть напарнику. Который, страхуя, обеими руками за Ксюшу держится – «Отож я сейчас как вздёрну затвор, да как стану грозным стражем порядка!»


Да хрен ты успеешь изготовить оружие к бою! Потому что парень этот – мастер спорта по боксу, а твоё отношение к спорту – футбол под пивасик смотреть на диване!


А наставлять на сколь угодно подозрительного гражданина уже изготовленное оружие и держать палец на спуске – это стрёмно. Случайно палец дрогнет, прошьёшь очередью невиновного человека, который просто похож на преступника, средь бела дня да при свидетелях, – сам знаешь, где окажешься. Даже в Штатах копам стрёмно наставлять оружие на подозреваемого, который пока что никакой агрессии не выказывает.


Как ни крути, но патрульные – это просто источник оружия и боеприпасов для решительного отморозка, а никак не противодействие ему. Даже если они первыми обращают на него внимание и решают проверить документы – он первым нападает. И, имея огромное превосходство в физической форме, глушит их совершенно без проблем. Они – лохи, не сгодившиеся ни на что более путное, кроме как ларёшников трясти, приторговывать своими полномочиями по мизеру, а он – профессионал, зарабатывающий на жизнь своей искушённостью в применении насилия. Да даже если он любитель, банальный мастер спорта по боксу – ну вот они ему ни разу не соперники.


Опера – бывают ребята пожёстче, и варианты действий у них посвободней. Но и среди них – крайне мало действительно хороших профи, способных подойти к подозреваемому «на мягких лапках».


Спору нет, уровень оперативной культуры российской ментовки очень серьёзно повысился за последние два десятилетия (да, несмотря на весь вой великий об утраченной «суперпрофессиональной» советской милиции… которая на самом деле не стоила говна, будучи совершенно тепличным растением, не приспособленным для реального мира, и она закономерно посыпалась при соприкосновении с ним, как карточный домик).


Серьёзно, вот в конце восьмидесятых – даже я, тогда школьник, мог влёгкую срисовать опера из толпы. И не по внешним даже каким-то характерным признакам, вроде причёски, осанки, моторики – а просто не умели они тогда косить под людей. Артистизма – ноль. Даже понимания, что следует изображать, - ноль (ну, в лучшем случае, они могли под блатных закосить).


Нет, я не отрицаю: могли быть и в советские времена действительно талантливые ребята в ментовке. Как исключение из правила. Но вот вся система была совершенно дебильная, и потому неудивительно, что многие действительно толковые люди ушли оттуда в частный сектор.


На протяжении девяностых и нулевых – ментовка, порушившись, обновилась и окрепла. Она уже перестала быть той «клоунадой ни о чём», какой была в восьмидесятые. Там реальные феодалы появились, и реально годные их рыцари.


Но всё равно вот, как ни проводили мы совместные учения, - очень легко выкупаются ментовские опера, идущие тебя брать.
То есть, им даётся твоя фотка, твоё примерное местонахождение, а они должны тебя взять без шума и пыли.


Так они срисовываются – на стадии наружки.
Два парня сидят в машине и… что они делают? Хомячат бигмаки? Пьют пиво? Выясняют какие-то между собой отношения? Травят анекдоты? Курят траву? Дремлют, откинувшись на сиденье?
Нет, они просто сидят и смотрят вперёд. Вот такая невзъебенно жизненная ситуация!


Помню, как-то Лёшка Зимин, выявив такую дружественную слежку в совместном учении, обошёл их машину, плюхнулся на заднее сиденье, когда они только и заметили его, и высадил магазин по лобовому стеклу поверх их голов (там это было безопасно, в деревне).


После чего поинтересовался: «Что во вводной про меня сказано было? Вооружён, очень опасен, имеет спецподготовку, совершил не менее десяти убийств, в том числе – сотрудников милиции. Вы хоть понимаете, что такой – миндальничать не будет? Ему терять нечего. Заподозрил наружку – расстрелял. Ему по кайфу мусоров валить. Он вас ненавидит. И считает, что чем жёстче себя проявит – тем дальше от него впредь будут держаться. И это хорошая мысль – держаться от него подальше и не отсвечивать до прибытия спецов. А вы чего расселись, напротив его логова? Вот чего вы тут делаете? Какая легенда? Вы б хоть целовались, что ли – авось, за педиков сошли бы!»


Знаете, что они ответили?
«Блин, вот нахер ты нам стекло вынес? Его ж менять за свой счёт!»
То есть, оно на самом деле так! Учения учениями, но они и в реале будут работать по отморозку, за которым десяток трупешников, и их самих он легко грохнет, если что, и при этом париться из-за лобовухи за триста баксов, из-за тачилы своей сраной за пятнадцать штук баксов… ещё – и «подотчётные патроны», как квинтэссенция маразма правоохранительного менталитета.
У них реально – менталитет обывателей-нищебродов, а не игроков в серьёзные игры. В отличие от того парня, которого они прижать пытаются.


Но если и выпасли незаметно, и вызвали подкрепление для захвата, - им очень трудно выйти на собственно захват.
Конечно, ситуация с Шараповым в ресторане – это уж совсем анекдот («Я люблю ходить по кабакам, чтобы выпить чашечку кофе и послать официантку в грубой форме, если предложит мне печенье, потому что у меня мозг взрывается при мысли, какую часть моей зарплаты составляет цена этого печенья!») И современные менты – они иногда могут выдать себя за привычных кабацких обитателей… потому что таковыми являются. Они не на зарплату живут (ну, если хоть немножко мозгов есть).


Но всё равно, выходя на захват опасного преступника, – они очень напрягаются. Для них это очень важная мысль, что сейчас в любой момент может стать жарко, и, возможно, придётся стрелять. А они, в огромном большинстве своём, - никогда не стреляли в человека. И они с такими отморозками, как этот, - ещё не сталкивались (ну потому что, слава богу, всё-таки мало в обществе действительно решительных отморозков).


И нужно иметь очень хорошую психологическую подготовку, чтобы не выдавать таких переживаний, казаться расслабленным. Когда такой подготовки нет (а у простых мусоров её нет) – проще на самом деле расслабиться, чем «казаться».


Помню, Гарик, ныне мой второй зам, а тогда, в 2005-м, простой капитан угрозыска из районного ОВД, именно тем и порадовал меня, что, в ходе «договорного» учения, получив на меня «заказ» и вводную, прикинув х.й к носу, принял гениальное решение. Именно – нажраться.


Ну, не до синих соплей, конечно, но основательно. Где-то пузырь водяры усосал. И это был единственный случай, когда я не выкупил оперов, нацеленных по мою душу, ещё на входе в кабак. Потому что Гарик не играл – он реально бухой был. И очень правдоподобно шатался по залу, и очень правдоподобно «забычил» на меня, предложив выйти и «разобраться». Выволакивая его из заведения за шкирку, я догадался, только когда его напарник, куривший на крыльце, выдал себя, приняв «охотничью стойку». Но сам Гарик – имел хорошие шансы приставить к моей тушке боеготовый ствол. Не уверен, что из этого получилось бы «задержание», но – близко к тому.


Гарик – он умный парень. Он понимал, что не актёр. И если б стал изображать пьяного – это выглядело бы как кривляние десятилетки на детском утреннике, типа, «мы не лимонад, мы пиво пьём». Как это всегда и выглядит, когда трезвый человек изображает опьянение (у профессиональных актёров, впрочем, тоже видно кривляние, и это раздражает в фильмах, поскольку у реально пьяного человека – просто масса таких естественных, неконтролируемых моторных проявлений, которые практически невозможно сымитировать «посуху»). И Гарик поступил нестандартно, нешаблонно. За что я его и оценил.


Но обычно опера – пытаются играть, не умея. И все эти заявления про преступников, имеющих «звериное, чуть ли не мистическое чутьё», позволяющее им якобы «чудом» обнаруживать слежку и засаду, - объясняются очень просто. Если человек не лох и имеет сколько-нибудь намётанный глаз – он очень легко выделяет людей, ведущих себя НЕЕСТЕСТВЕННО. И при этом – очень напряжённых. Поскольку для них очень важно то, что сейчас может произойти, а для него – заурядная боевая ситуация. Он привык стрелять в людей. У него очень лёгкое отношение к жизни и смерти (к чужой, по крайней мере). Когда он видит, как его пытаются обложить для захвата, он только посмеётся и завалит этих фраеров легко и непринуждённо. Но даже если и спецназ вовремя прибудет – они не могут просто так палить из автоматов в людном месте. А этому – всё похер.


Поэтому нередко случалось, что даже если боевитого отморозка выпасли – он элементарно срывается с захвата. У него фора есть. Много фор. Он может себе позволить много такого, чего не могут себе позволить менты.


Поэтому, резюмируя, – нет ничего странного в том, что чел, находящийся в федеральном розыске с букетом особо тяжких, разгуливает на свободе месяцами и годами, прокручивая новые дела.


Для начала, нахождение его физиономии в базе или даже показ её по ТВ – вовсе не означает, что его будут узнавать на улице (ну если, конечно, у него нет какой-нибудь специфической татухи во всю щёку или зигзагообразного шрама через всё лицо). Да реально-то большинство людей – понятия не имеют, какие вообще морды находятся в розыске. А даже если видели, краем глаза, то при встрече – не опознают.


Но даже если и опознали – бывает непросто подготовить грамотный захват, подтянув для этого действительно компетентных людей. Во многих случаях местная ментовка пытается действовать своими силами, не понимая, что они перед этим крутым челом – элементарно лохи. Поскольку им западло признавать, что они лохи и годятся только на то, чтобы позвонить, куда надо. Им хочется лавров, продвижухи по службе, да и просто человеческого самореспекта. И вот они пытаются его взять – а он соскакивает, грохнув парочку патрульных или оперов, меняет дислокацию, - и опять ищи-свищи.


А как же всесилие и всеведение ФСБ? Да вот и так, что это контора, в каком-то смысле, более профессиональная, чем ментовка, но – всё равно «зашаблоненная», забюрократизированная и довольно безрукая (и безвольная). И это миф, будто бы хоть какая-то государственная служба способна всё знать и всё держать под своим контролем. Такой же миф, как и про всесилие КГБ в Союзе. Каковое всесилие – увенчалось комической и беспомощной фигурой Крючкова, участника этой драмкружковой пиночетовщины под названием ГКЧП. То есть, эта контора не то что ситуацию не контролировала, несмотря на свои ресурсы, - она даже в качестве оппозиционной банды показала себя довольно жалко. Не сумела произвести никаких действий, никаких операций ради подтверждения своего влияния. Говорят: «зассали», но на самом деле – и не могли.


И какие ни давай полномочия какой-либо государственной службе – главную проблему всегда будет составлять дефицит адекватных кадров. Ну потому что – кто идёт-то на службу государеву, в какую бы то ни было псарню? Либо инфантильные идеалисты (которые потом, возможно, взрослеют, но с этого момента – начинают работать уже на свой интерес); либо карьеристы-жлобы, изначально рассчитывающие выгодно торговать своими полномочиями; либо полный шлак, который сам про себя знает, что ни на что большее не сгодится.


Неудивительно, что против таких – даже одиночка толковый, и притом наглухо отмороженный, может довольно долго наплаву держаться.


И не то, что я очень симпатизирую этому Смолину (да нет, он реально псих!) – но никакого «поклёпа» на ФСБ и ментов в фильме не вижу. Скорее даже – идеализация. Ибо если начать вспоминать, какие реально бывали прохлопы и проколы в оперативно-розыскной деятельности государственных служб, и как долго на самом деле оставались на свободе голимые отморозки, и насколько безнаказанными они себя чувствовали, - это ещё пикантней картина будет, сравнительно с похождениями Лёши Смолина в фильме «Игра».


P-s.: Перечитав, ловлю себя на мысли, что мой тон может показаться "необоснованно снисходительным" по отношению к ментам и фэбфэсам.
Но что поделать? Я - просто говорю, что думаю. Что знаю. Что имею основания говорить. Ибо я работаю уже семнадцать лет в транснациональной корпорации (частной спецслужбе) под названием Ауэрз (В действительности, название - аббревиатура английских слов Opposition Unity Research Safety, каковая аббревиатура может также переводиться как "Наши" или "Наше"; и в этом тоже есть смысл, но, разумеется, к каким-то молодёжным прокремлёвским организациям - мы никакого отношения не имеем, чур-чур :-) ).


Эта организация создана была очень серьёзными людьми, большинство из которых много лет работали в различных национальных разведслужбах, а потом - "котята выросли немножко". Переросли короткие штанишки национальной лояльности и замутили эту нашу контору прежде всего в целях предотвращения Третьей Мировой (ну и чтобы самим хорошо жить, конечно... to save the world and to chew bubble gum). Есть, правда, и выходцы из повстанческих движений в Латинской Америке, решившие, что крышевать местечковых кокаиновых драглордов под лозунгом борьбы за права простого народа - не так интересно и достойно, как крышевать транснациональные бизнесы по всей планете во имя мира на земле и ворочать большой политикой.


Как бы то ни было, это люди, происходящие либо из разведки, либо из диверсионно-партизанских групп. Преимущественно - из разведки.
И это люди, которые привыкли работать не для отчётности, не для галочки - а на результат. И принимать решения в таких ситуациях, где цена прокола - не взыскание по службе и задержка звёздочки, а - пуля в башку.


Соответствующим образом они, естественно, построили и фильтрацию кадров, и их обучение. Нет, у нас нет какой-то маниакальной жести из жёлтых романов, типа, пойди убей невинную старушку и выпей её кровь и ты теперь навечно с нами повязан - никакой такой херни. У нас очень гуманная этика, на самом деле. Такая, что не противно работать, когда реально любишь свою работу, воспринимая себя в ней как личность, а не как "слугу закона", прости господи. Но очень действенные меры предпринимаются, чтобы сотрудник был в тонусе и "самосовершенствовался". И очень хорошие методы существуют для этого. "Физа", "огневая" - это само собой, но и по психологии за человеком следят, ненавязчиво, помогают избавиться от внутренних проблем, выработать адекватный взгляд на жизнь (и это взгляд не киборга-терминатора, но, напротив, живого и разумного человека, который просто уверен во всём, что делает, и не станет чего-то делать, если не уверен в том, что так будет правильно).


И наша крутизна - не в том, что мы физически круты (хотя, конечно, круты). И не в том, что мы очень быстро просекаем хвост, присматриваясь к машинам в зеркале заднего вида (хотя мы на автомате совершаем контрольные маневры и, разумеется, выявляем машину, однозначно ориентированную на тебя, но делающую вид, будто ты ей пофиг).


А вот в том наша крутизна, что мы можем подойти к барной стойке, усесться на табуретку, зафлиртовать с незнакомой девушкой, искренне думая о том, как её трахнуть, заказать для неё мохито, и, продолжая ей улыбаться - ударом локтем в печень вырубить мужика, сидящего рядом. Который, собственно, и был целью. Являясь отморозком, находящимся в розыске за десяток убийств, который гарантированно откроет стрельбу и станет брать заложников, если чего-то почует.


И он гарантированно почует, если к нему подступится ментовский опер, изображая интерес к девушке. Потому что ментовский (или эфэсбэшный даже) опер - он психологически не заточен под то, чтобы совмещать "два приятства в одном". Типа, "сейчас я закадрю эту девицу и по ходу дела вырублю того мужика". У него - вся концентрация внимания на этом мужике, как бы он ни пытался изобразить иное. Потому что для опера - это очень важно, личность того мужика и его задержание.


А надо - чтобы это не было важно здесь и сейчас для тебя. Чтобы ты реально был в данный момент сексуально озабоченным пикапером. Чтоб у тебя, пардон, реально *** встал на ту девицу, честно, и пофиг тебе на того мужика рядом.


Большинство ментовских и даже фэбэсовских оперов - они даже не понимают, о чём речь, когда им это рассказываешь. Их этому не учили - их вообще почти ничему не учили. Их и при приёме на службу - не тестировали сколько-нибудь адекватно на наличие данных, пригодных для оперативной работы. Они по сути своей - обыватели. В лучшем случае - крутоватые пацанчики, которые имеют мало-мальски приличную физическую форму (кошмарную, впрочем, по нашим меркам) и где-то служили, чем-то занимались. Но вот они внутри себя очень резко разграничивают "мир и войну". Они не могут, пребывая в одном и том же состоянии, искренне поцеловать девушку, желая её, - и тотчас двинуть локтем в печень соседу по барной стойке. Чтобы такое делать - нужно очень хорошо управлять своим "внутренним отморозком". Нужно его осознавать, для начала. А это - ну совсем не тот уровень подготовки, какой имеют ментовские или эфэсбэшные оперативники. Поэтому они и палятся так часто.


И вот я думаю иногда, чего бы смог наворотить любой из наших агентов, если б вдруг у него башня поехала и он бы вдарился в криминал. Да это будет похуже, чем ядерное оружие! Это будет кошмар, если честно.


Никакие менты, никакое ФСБ или FBI - его не остановят. Это просто не тот уровень. И он будет ураганить, пока либо мы его не сцапаем, либо - пока в него не засадит пулю какая-нибудь старушка, у которой он вырвал зонтик для ухода с места происшествия.


Вот на старушку - вся надежда, если честно :-)


Тест: *** ****а ****ь ****ь мудак



Другие статьи в литературном дневнике: