И негр непреклонно готов...Работая над своим вивисекторским пособием по обучению английскому и подыскивая в Сети интересные видеоматериалы, наткнулся на совершенно потрясающее явление Чёрный («ирИсковый», в действительности) парень, родился и жил всю дорогу в Бронксе, обогащённый как уличным (а что такое Бронкс, думаю, говорить излишне), так и явно университетским образованием, актёр, решил вдруг выучить русский язык – и выучил довольно сносно. Да, говорит с акцентом, но очень живо. Однако ж, самое ценное не в этом. Он – задался целью делать видеоуроки живого американского для русских (преимущественно). И наклепал этих уроков уже чёртову уйму, по всем вопросам, на все случаи жизни. Коротенькие, но познавательные, наглядные и просто занятные. Благо, парень реально чертовски обаятельный, умный, юморной, доброжелательный, и при этом грамотный. То есть, он говорит не на гэнста-гетто-шиззл-диззл (хотя и в этой области консультирует, будучи хорошо знаком), а на вполне нормальном таком бойком «среднеамериканском», довольно чётко и правильно всё произнося. Но, конечно, в этих уроках он медленнее говорит, чем средний американец в непринуждённой беседе (а это – примерно соответствует темпу ручного пулемёта MG-42). И я на своей Женьке проверил – она практически всё понимает. Да почти всё. Суть – так точно. Хотя перед южным «дролом» или «напористым» среднезападным говором, когда он слишком быстрый (естественный) – пасует. Она со шведами привыкла общаться. А тут – понимает. Значит, можно рекомендовать пусть не новичкам, но… to somewhat advanced users. Благо, многие вещи, многие реальные факты современной разговорной лексики, которые он разъясняет, при видимой их «базовости», на самом деле – по-прежнему порождают большие непонятки у компатриотов, учивших в школах (не слишком усердно) тот английский, который существовал сто лет назад в представлении неких идеалистов от лингвистики, а не тот, который объективно существует в мире сём и сейчас. Главное, он знает проблемы, возникающие именно у русских в Штатах, очень заботливо их выявляет и разрешает, объясняя очень толково. И по произношению очень хорошие рекомендации даёт, и по лексическим «подводным камням», и по грамматике, да ещё и ненавязчиво, без занудства, предупреждает о возможных осложнениях на почве различия менталитетов. При этом, он не слишком одобрительно относится к пресловутой политкорректности (да и кто из разумных людей одобряет это дерьмо?), но честно предупреждает, что если белый называет чёрного «ниггером» (на публике) – то это очень серьёзный косяк. Это всё равно как войти в синагогу с приветствием «Хайль Гитлер!» Или всё равно как второго августа заявиться в Парк Горького с макияжем на физиономии и лезть обниматься с десантурой, выкрикивая: «Здорово, братуха! Это наш общий праздник! Ведь все мы голубые. Вы – голубые береты, ну а я по жизни!» Ну или – всё равно как обращаться к свободному человеку, типа, «Ты чьих, холоп, будешь?» На что, понятно, и дантист-интеллигент Шпак обиделся, а от кого попроще – можно огрести так, что дантист Шпак себе ещё три золотых портсигара заимеет, на сдачу от твоих протезов. И я, конечно, не сторонник того, чтобы отвечать насилием на словесные оскорблялки (надо тренировать в себе устойчивость к этому), и тем более – не сторонник спекуляции на обидках, поощрения вымогательства через суд за своё безмерно попранное достоинство, когда тебя обозвали каким-то неприятным тебе словом, но – прекрасно понимаю, почему ниггерам неприятно слово «ниггер» из уст НЕ ниггера. Здесь та же причина, по которой я своих «индентурных серфов» называю, «рабами», «невольничками» (в чём, разумеется, видится шутливая коннотация), но никогда – «холопами». Почему? Потому что, до расплаты со мной, – они и есть мои холопы (слово «закуп» - оно просто исчезло из широкой лексики). В чисто юридическом изначальном смысле. То есть, молодые парни, пошедшие в услужение к боярину за то, что он берёт на себя их долги. Но это слово стало настолько оскорбительным в русском, что мне не хочется им обзывать ребят, к которым я на самом деле довольно хорошо отношусь (иначе бы и не взял под своё крыло). А между собой или с девчонками в городе – конечно, они могут обзывать себя, ради шутки, ради гаерства, ради жалочки, и «холопами Артёмовыми», подобно тому, как в украинском слово «холоп» в форме «хлопец» укоренилось для парня, пацана вообще. Но это – между собой и когда сами так себя называют. А если кто посторонний их так назовёт – да тут, если они не растолкуют его неправоту, я сам вмешаюсь, и объясню, что не надо так говорить. И уж тем более с МОЕЙ стороны было бы бестактностью называть их «холопами», а себя – «хозяином». Потому что это правда, потому что это соответствует положению вещей, - и вот именно по этой причине я требую, чтобы они обращались ко мне «Артём», а не «хозяин» (а за нарушение – тридцать розог… шучу… всего лишь пятнадцать :-) ). Ну или, когда тётки, собравшись междусобойно, сетуют: «Ох и дуры ж мы все, бабы!» И они в своём кругу, и говорящая – не исключает себя из этого круга. Но хамством всё же будет, когда мужик заявляет публично: «Все бабы – дуры!» То же – и с ниггерами. В своём кругу – они называют себя «ниггерами». Когда изрекающий это слово – такой же ниггер. Но если это говорит белый – это примерно равнозначно тому, как если б я обозвал своего холопа, де юре, словом «холоп». Притом, что я – барин, объективно. Разве лишь – в шутку, и при полной уверенности, что он поймёт шутку. Точно так же, как я «жидовской мордой» могу обозвать только друга-еврея, который прекрасно знает, что я не антисемит (более того, я не стал антисемитом, даже прочтя Библию), а «зверьком» - только друга-чеченца, который прекрасно знает, что я не имею никаких предрассудков против этносов, но с живыми людьми работаю, а не с их фамильными захоронениями. Вообще, должен сказать, расизм, когда он всерьёзку, а не ради прикола, - реально омерзительная штука. Меня от него воротит почти так же сильно, как от общеобязательной, «клизмируемой» политкорректности. Ведь когда идеологи расизма говорят, что какие-то народности самой природой назначены быть моими рабами, и потому только их порабощение оправдано, – это означает чтО? Что представители других народностей, в том числе моей собственной, НЕ могут быть моими рабами? Give me a break! Ещё как могут! На этой планете – люди меряются и дружатся с людьми, а не этносы с этносами или носы с носами! И честно говоря, я всегда скептически относился к рассуждениям на тему того, что черномазые, мол, биологически тупее бледнолицых и косоглазых, поскольку в среднем хуже проходят тесты на ай-кью. Да возможно, это и признак ума, что чел забивает на тесты ай-кью, когда знает, что ему вернее будет научиться хорошо играть в баскетбол или исполнять рэп, а не в Гарвард рваться, как всякие усердные свинцовожопые лохи. Но вот что бы там ни показывали тестирования, я знавал многих чёрных ребят, которые реально умные были. Думать умели, куда получше иного надменного, напыщенного, напиханного пустыми для него знаниями, соседствующими с бредовой идеологией, профессора «кислых щей». И этот паренёк, со смешным ником Philochko, - ещё одно тому подтверждение. Очевидной, в общем-то, мысли, что похер, какого цвета кожа (замечу, его колёр, - он реально «кондитерски» привлекательный такой :-) ), а были бы мозги под ней (в краниальной, хотя бы, области). У этого – есть. В самом деле, большой умница. И артист. И обаяшка. И филолог, и лингвист, of a sort. К тому же, бесстрашный путешественник. Закорешившись с «туземцами», совершил вояж по России от Москвы до Владивостока, с заходом в Грозный. Свои впечатления от поездки в Россию он тоже выложил, и тоже стоит послушать, но вот для изучающих английский – его уроки реально ценны могут быть. Рекомендую. Он на самом деле очень много даёт материала по АКТУАЛЬНОМУ употреблению идиом, phrasal verbs (глаголы с послелогами вроде make up, look over, и т.п.; причём, хотя словари дают десятки значений, - он указывает, какие на самом деле наиболее употребительны в современном неформальном американском), ну и существительные, которых не проходят в школе, но которые в обиходе превалируют в обозначении тех или иных явлений. На самом деле, рекомендую. Да просто и слушать паренька прикольно. © Copyright: Артем Ферье, 2013.
Другие статьи в литературном дневнике:
|