Книга "Моисей" Петра Люкимсона, изданная в серии ЖЗЛ издательством "Молодая гвардия", ничего нового к образу Пророка не прибавляет. Это и естественно:больше того, что сказано о нем в Библии, изобрести невозможно.
Так думаем мы, светские люди. Религиозные - иначе, и Петр Люкимсон, принадлежащий к их обществу, приводит многочисленные комментарии еврейских мудрецов и теологов, которые в разные времена и эпохи старались "раскрыть" суть Моисея и его поступков, дать им "правильное" разъяснение.
Всегда, когда читаешь подобные комментарии и по другим поводам, не перестаешь удивляться их "изворотливости" и, на первый взгляд, самым неожиданным выводам. А потом, когда начинаешь их припоминать, понимаешь, что неожиданного в них нет, а есть одно общее: если известная библейская личность (и Моисей, разумеется, в первую очередь) что-то делала не то и не так(как мы воспринимаем это с сегодняшней точки зрения), то в этом непременно был или были виноват (виноваты) другой (или другие).
Да, непременно виноват был кто-то другой, сам же герой был свят и вообще святым, даже Иаков, который обманул собственного отца, вырвав у него благословение, которое по праву первенца должно было достаться Исаву.
Исав же рисуется самыми черными красками, даже в эпизоде встречи с братом после двадцатилетней разлуки, которого он простил, и отнесся к нему со всей сердечностью.
Нет предела и фантазиям, то ли рождавшихся в головах мудрецов, то ли - народных сказителей. Люкимсон приводит одну из таких, которое, видимо, на его взгляд, вполне удобоварима. После Исхода из Египта сестра Моисея Мариам исполняет победную песню. Моисей, встретившись с тестем и рассказав ему о перепитиях Исхода, исполняет эту песню ему (это при том, что он был косноязычен и еле мог говорить,- какие уж тут песни;но такие "мелочи" мудрецу ни по чем). Присутствующая при этом его жена Сепфора так умилилась, что залилась слезами от того, что не была в тот период вместе с мужем, когда весь народ пел вместе с Мариам.
Но автор "реальной фантазии" спешит убедить, наверно, в первую очередь, сам себя:в одной из последующих жизней она стала... судьей Деборой, и уже сама исполнила победную песнь над врагом.
Разумеется, такие истории любопытно читать (но все-таки дозировано, иначе они начинают раздражать), но самое интересное в книге Люкимсона, это не они, а точки зрения разных ученых и богословов на фигуру Моисея. Здесь то же нет ничего нового, однако "сшибка" различных, часто противоположных мнений, уже сама по себе увлекательна. Тем более, что многие авторы и их книги, на которые ссылается автор, мне известны и мною читаны.
Так что я поневоле оценивала еще и то, как он ими распорядился. Распорядился, замечу, достойно. И, конечно, проделал большой труд, написав эту книгу.