У Косидовского в "Библейских сказаниях" есть такой пассаж:"Правильно говорят, что иудеи покинули страну нацией, а вернулись религиозной общиной". Ссылки на авторство этой цитаты нет, но она в корне верна. После разрушения Второго Храма религиозные лидеры, и, в первую очередь, Эздра, приведший из Вавилона почти насильно евреев из племени левитов для отправления религиозных культов, сделали всё, чтобы заставить народ подчиняться им как высшим духовным авторитетам.
И объяснение этому нашли:мол, государства у нас теперь нет, а поэтому его "обязанности" будет исполнять Тора. Она станет той объединяющей основой, вокруг которой сплотятся все евреи, и не погибнут как нация.
Эта теория жива в иудаизме до сих пор. Она рассматривается религиозными деятелями исключительно с одной, положительной точки зрения. Любой, кто выскажет иную точку зрения, будет предан остракизму:как вообще кто-то смеет даже подумать иначе?
Между тем, иные мысли сами лезут в голову. Не породила ли именно установка на обособленность от всего мира антисемитизм? А уж в том, что явно способствовала, сомнений нет. Ибо когда было государство и были цари, евреи ничем не отличались от других народов, вели, как и все, войны, как и все, торговали, женились или выходили замуж, независимо от того, в каких богов они верили.
Обособленность от других, на чем всегда настаивали и до сих пор настаивают духовные авторитеты иудаизма, якобы препятствовала ассимиляции евреев. Весьма спорное утверждение:кто хотел быть евреем, тот им и остался, несмотря на все преследования.
Думается, все эти требования законоучителей и раввинов диктовались не только заботой о верности Богу, сохранении своего еврейского "я", а и беспокойством о численности паствы.
Вот теперь у евреев есть своё государство. И что же? Лидеры ортодоксального иудаизма даже в самом Израиле хотят, чтобы они и их паства жили по своим внутренним законам, а не по законам государства. Изучение Торы - превыше всего, и не обременяйте учащихся иешив никакими другими обязанностями, а тем более призывом в армию.
Они советуют учащимся лучше идти - в знак протеста - в тюрьму, чем в армию, что не мешает им получать от государства средства на содержание своих учебных заведений.
На-днях представители литвацкого и хасидского направлений ортодоксального течения в иудаизме провели конференцию, посвященную проблеме призыва учащихся религиозных заведений в армию. "Сердце евреев, боящихся Господа, сжимается и болит при виде намерения навязать призыв в армию учащимся святых иешив и колелей, посвятивших себя изучению Торы",- сказано, в частности, в резолюции конференции, и в конце следует призыв всячески бороться с такой политикой правительства.
В армии молодежь имеет возможность увидеть мир шире, а также возможности, которые в нем могут открыться для нее. Не этого ли, прежде всего, и боятся духовные лидеры, встревоженные тем, что правительство хочет сделать всеобщую воинскую обязанность и для религиозной молодежи, чего до сих пор не было?
В таком случае раввины со временем лишатся части паствы, а значит и доходов.
Как-то бывший Госсекретарь США Генри Киссинджер заявил, что через десять лет Израиля не будет. Мне эта мысль пришла в голову намного раньше, наверно, потому, что я живу здесь. И срок, отведенный Израилю, я определяю больший:лет пятьдесят. Это если страну раньше не доконают сами израильтяне, и, прежде всего, ультраортодоксы, число которых в стране стремительно растет, так как у всех у них семьи с большим количеством детей.
Есть "красивая" фраза:"Прогресс не остановишь". Еще как остановишь. Если смотреть все время назад и отползать туда, а не двигаться вперед.