Исповедь о частном

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Жанр этого произведения (Фпансиско Голдман "Скажи твое имя") обозначен как "роман". Но это, скорее, нечто среднее между мемуарами и дневниковыми записями. Дело, однако, не в жанре, а в ином:что дало мне как читателю это произведение?
На обложке книги с двух сторон публикуются, как водится теперь, "положительные" отзывы для привлечения внимания к книге. "Незабываемый рассказ о любви и необыкновенной женщине"; "Красивая история любви и выдающаяся история потери"; "Душераздирающая летопись утраты и скорби"...
Насколько соответствуют эти "рецензии" истине? На мой субъективный читательский взгляд и вкус, нисколько. Я не увидела и не почувствовала в исповеди автора (вот, пожалуй, точный жанр этого произведения!) ни того, ни другого, ни третьего. У меня сложилось впечатление, что автор просто пытается из банальной, хотя и трагической истории, вытянуть и сделать нечто большее, чем было на самом деле.
Банальной потому, что молодая женщина выходит замуж за человека намного старше ее. Трагическая, потому что она погибла в расцвете лет:ей не было и тридцать лет.
Вызывают ли герои книги симпатию? Нет. Героиня весьма неуравновешенная, а часто и вздорная особа, постоянно комплексующая и весьма завистливая к чужому успеху.
Остается ощущение, что и замуж за "старика" она вышла потому, что на его фоне она выделяется своей молодостью. К тому же, замужество дает ей возможность осесть в США, гражданином которого он является, и где ей так хочется жить.
Сам способ, благодаря которому она узнала возраст избранника, вызывает отвращение.Пока он моется в душе, она достает из его брюк документы и узнает, что ему сорок семь лет. "Ты такой старый?"-бесцеремонно и ничуть не смущаясь своим поступком, спрашивает она.
Он шокирован, но пытается оправдать ее тем, что она непосредственна и непохожа на других.
О его "старости" она будет говорить часто, подчеркивая, что жена у него молодая и ему с ней очень повезло.
В романе много подобных и других сцен, вызывающих недоумение. И это любовь? В ее постоянной бесцеремонности? В ее нервных срывах и истериках?
Похоже, он к ней относился с большим чувством, или пытался убедить себя, что действительно любит ее, что их чувство было взаимным. Или это была просто страсть стареющего автора? Автора, потому что книга автобиографична, и написана якобы для того, чтобы он смог разобраться в себе и произошедшем.
Отсюда и такое смешение жанра. Это, повторюсь, то ли мемуары, то ли дневниковые записи, то ли "обыкновенная" исповедь. Но не роман, поскольку подоплека поступков героини и героя не раскрывается:они просто фиксируются.
Читается книга трудно:мир героев не настолько интересен, чтобы, -да простится мне тавтология,- испытывать к ним интерес. Это разговор о частном и - весьма банальном. Стоило ли ее так рекламировать?



Другие статьи в литературном дневнике: