Убийственная идеология

Галина Айзенштадт: литературный дневник

В "русской" части ивротоязычной библиотеки израильского города Тверия есть несколько книжных полок советской литературы. Здесь много книг, за которыми когда-то "гонялись", мечтали не только прочесть, но и купить, иметь в своей частной библиотеке.
Но что-то не видно, чтобы кто-то из русскоязычных читателей посещал их, что-то выбирал для чтения. Неинтересно и даже скучно, и удивляешься, что и "Мастер и Маргарита" Булгакова уже абсолютно не волнует, и даже странно было вспоминать, с каким трудом в свое время доставали журнал "Москва", чтобы прочесть этот роман.
Дело вовсе не в том, что жизнь в другой стране изменила вкусы или читательскую психологию. Дело в другом:советская литература настолько пропитана идеологией, что в ней тонут люди, человеческие отношения и страсти.
Не они на первом плане, а классовая борьба, производственная, колхозная и прочая, парптийная и комсомольская ответственность, преданность партии и правительству, обязанность быть верным долгу...
Когда жили в Советском Союзе и воспитывались на всех этих догмах и даже сердцем их воспринимали,- книги на все эти темы воспринимались как что-то само собой разумеющееся. Когда же СССР не стало и исчезла прежняя идеология, книги эти, даже самые лучшие произведения из них, выглядят теперь анахронизмом. И даже как-то обидно за советских писателей, за то, что их труд канул в Лету. Может быть, даже историкам, которые спустя века будут изучать советский период истории, они будут совершенно непонятны и даже неинтересны, поскольку они не всегда отражали подлинную реальность.
Меня поразило, насколько идеологичны даже книги фантаста Ивана Ефремова. К, примеру, "Час быка", заполнен бесконечными рассуждениями о справедливом коммунистическом обществе и несправедливом -не коммунистическом, и о том, как построить это общество, как воспитывать подрастающее поколение в духе высоких коммунистических идеалов и т.д. и т.п.
Наверно, это его волновало, наверно, это обеспечивало издание его книг, но читать эти сентенции просто невозможно, тем более, что они мешают главному повествованию. Без них произведение было бы куда компактнее и читабельнее. Трудно представить себе, чтобы в таком ключе было написано произведение западного фантаста. Если пишешь о космическом путешествии, то неужто больше других мыслей нет, кроме беспокойства о том, чтобы построить коммунистическое общество и на других планетах?
Можно только посочувствовать советским писателям. Они ушли, целая эпоха ушла, книги остались, но что они будут означать для потомков? И будут ли вообще иметь для них хоть какое-нибудь значение?



Другие статьи в литературном дневнике: