Пресс-служба Президента РУ сообщила:
"8 сентября 2016 года в городе Ташкенте состоялось совместное заседание Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан с участием депутатов Законодательной палаты и членов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, приглашенных членов Кабинета Министров, руководителей министерств и ведомств, представителей других организаций, средств массовой информации. На совместном заседании палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан рассмотрен вопрос «О временном возложении исполнения обязанностей и полномочий Президента Республики Узбекистан».
В ходе совместного заседания Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Н.Т.Йулдошев обратился с предложением о целесообразности временного возложения исполнения обязанностей и полномочий Президента Республики Узбекистан на Премьер-министра Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёева с учетом его многолетнего опыта работы на руководящих должностях в органах государственной власти и управления, уважения среди населения.
Принято к сведению, что данное предложение Председателя Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Н.Т.Йулдошева одобрено Кенгашем Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Руководители фракций политических партий, депутаты и сенаторы, принимая во внимание необходимость сохранения стабильности, обеспечения общественной безопасности и правопорядка, эффективного решения важнейших вопросов общественно-политического и социально-экономического развития страны в нынешних условиях, поддержали предложение Председателя Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Н.Т.Йулдошева.
Законодательная палата и Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан приняли совместное постановление о временном возложении исполнения обязанностей и полномочий Президента Республики Узбекистан на Премьер-министра Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёева".
То, что произошло, следует считать антиконституционным переворотом, правда, без кровопролития и мятежа, дворцовой резни и революции, то есть классических форм смены власти. Это была "мягкая" форма прихода к высшей должности государства определенного лица (Шавката Мирзияева), которое не имело на то право. Теоретически, Олий Мажлис легимитизировал данный переворот, придав всему происшедшему официально-законную основу. Но при этом депутаты Законодательной и сенатора Верхней Палат совершили государственное преступление. Потому что никакие мотивы типа "сохранения стабильности, обеспечения общественной безопасности и правопорядка, эффективного решения важнейших вопросов общественно-политического и социально-экономического развития страны" не являются основанием для нарушения Конституции.
Наверное, следует рассмотреть, где же произошло нарушение. В Основном законе в статье 78 оговаривается, какие вопросы относятся к совместному ведению Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Их 21, в числе которых принятие Конституции Республики Узбекистан, внесение в нее изменений и дополнений; рассмотрение и утверждение по представлению Президента Республики Узбекистан кандидатуры Премьер-министра Республики Узбекистан, а также заслушивание и обсуждение отчетов Премьер-министра по актуальным вопросам социально-экономического развития страны; избрание Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека и его заместителя и др.
Иначе говоря, в ведении двух палат не находятся вопросы передачи полномочий президента премьер-министру. Следует отметить, что президент - избираемая должность, а премьер - назначаемая, хотя обе относятся к исполнительной ветви власти. В этом смысле депутаты и санаторы взвалили на себя неконституционные права по транзиту президентской власти. Казалось бы, есть еще статья 80, где к исключительным полномочиям Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан относятся... принятие постановлений по тем или иным вопросам в области политической, социально-экономической жизни, а также вопросам внутренней и внешней политики государства. Но этого мало, ведь существует норма, которая нивелирует вышеуказанную статью.
Так, статья 96 ясно указывает: "При невозможности исполнения действующим Президентом Республики Узбекистан своих обязанностей его обязанности и полномочия временно возлагаются на Председателя Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, с проведением в течение трех месяцев в полном соответствии с Законом «О выборах Президента Республики Узбекистан» выборов Президента страны". То есть ни обе палаты, ни каждая из них в отдельности не может регулировать вопросы передачи полномочий иному лицу, статья Конституции указывая директивно на исполнение Председателем Сената обязанностей президента сроком на три месяца - и точка! Если Нигматулла Юлдашев дал самоотвод, то этим самым вызвал Конституционный кризис, разрешение которого было бы возможным переизбранием руководителя Верхней Палаты. Иначе говоря, сенаторы обязаны были избрать другого человека из своего состава и Конституционный суд прнинял бы присягу от главы Сената на временное исполнение обязанностей президента. В другом случае парламент дестабилизировал бы политическую обстановку и спровоцировал гражданскую войну.
Но то, что произошло, это напоминает ситуацию в Чили в 1973 году. Там тоже произошел переворот 11 сентября, правда силовым методом. Узбекский "пиночет", скорее всего, опирался не на армию, а на Службу национальной безопасности, которая быстро привела "в чувство" представителей парламента. Грустно, что Н.Юлдшев не оказался стойким и самоотверженным, как Сальвадор Альенде, который до последнего защищал Конституцию и свободу в Чили, он отказался покинуть страну, когда Аугусто Пиночет готов был ему открыть "коридор". Но вот Шавкат Мирзиев, похоже, долго читал книги про дворцовые перевороты, мятежи и восстания и разработал свой метод, который и был осуществлен 8 сентября 2016 года.
Когда-нибудь наступит время, и депутаты, и сенаторы наравне с нынешним премьером и руководителем СНБ Рустамом Иноятовым также предстанут перед судом за содействие в совершении государственного преступления.